АСТАНА, 25 ноя — Sputnik, Катерина Клеменкова. О том, какую борьбу ведет регулятор с нечестными банкирами и в какую сумму это обходится бюджету, рассказал Александр Терентьев, директор департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК.
О воровстве и заговорах
Кредитные организации обманывают наших граждан — об этом свидетельствуют многочисленные жалобы их клиентов. За последние 7 лет в Нацбанк поступило более 52,5 тысяч обращений от потребителей финансовых услуг. Регулятор в ответ принял 400 мер.
"Существует такое количество комиссий, которые народ просто не понимает. Но все в договорах написано, а клиенты просто невнимательно читают эти договора, а потом рассказывают истории о скрытых комиссиях, воровстве и заговорах", — сказал Александр Терентьев.
Однако в Нацбанке пока не могут ответить на простой вопрос: почему из 100% страхования жизни и здоровья заемщиков в 80% случаев они не сработали, то есть клиент оплатил страховку, которую оформил банк, а при наступлении страхового случая ничего не получил.
Другая проблема, о которой рассказал директор департамента по защите прав потребителей финансовых услуг, это безумные начисления неустоек несоразмерные долгу.
Банку выгодно, когда люди не платят, это позволяет накрутить свою сверхприбыль за счет штрафов и комиссий. В результате долг заемщика мог вырасти в 2-3 раза, и даже человек, который получал неплохую зарплату, начинал с ужасом понимать, что никогда не вернет долг банку.
"При займе условно в 10 миллионов тенге долг вырастал до 30-40 миллионов", — уточнил Терентьев.
При этом банки могли 100% тех средств, которые попадали на счета или карточки клиента, забрать в счет погашения долга и люди оставались вообще без средств к существованию.
Суровые меры регулятора
"В 2015 году мы внесли больший блок поправок в закон. Теперь, по действующему законодательству, по истечении 180 дней просрочки действие договора приостанавливается, то есть никакие дополнительные суммы уже не начисляются", — уточнил Терентьев.
"Раньше банки выдавали кредиты практически на остановках, теперь эти остановки сносят, чтобы банки кредиты так не выдавали", — сказал Терентьев.
Социальный портрет банковского должника
Впрочем, все эти меры были приняты регулятором после того, как масса заемщиков-неплательщиков достигла критического объема. В Нацбанке уже даже успели набросать социальный портрет злостного неплательщика. По описанию Терентьевым, портрет банковского неплательщика выглядит следующим образом: разведенная женщина с детьми.
"Когда в семье наступают финансовые трудности, мужчины, как правило, оставляют женщину, и ипотечный долг остается на ее плечах. Она бы рада отдать банковский кредит, да нечем, — рассказал Терентьев. – Вот эту категорию гражданок мы решили поддержать".
"С 2015 года и до сих пор реализуется программа помощи ипотечно-жилищных заемщиков, — говорит Терентьев. — Эту программу часто критикуют и мы вносим бесконечное число изменений, но тем не менее она работает. 20 тысяч заемщиков эта программа уже охватила".
По условиям программы заемщику прощается сумма просроченного вознаграждения, пеня и комиссии. Кроме 130 миллиардов, Нацбанк взял на себя расходы по выплате госпошлины за сусэнов и компенсации курсовой разницы, если кредит был в иностранной валюте.
Кроме того, по его словам, сейчас в Нацбанке рассматривают две идеи. Первая – это всех валютных заемщиков перевести по курсу − 188,5, то есть по курсу до момента отправления тенге в свободное плавание (это примерно 30 тысяч займов). А вторая идея – неплатежеспособных сусэнов перевести на долгосрочную аренду с правом выкупа.