АСТАНА, 16 ноя — Sputnik. Третье заседание Астанинского клуба состоялось 13-14 ноября. По традиции обсуждения проходят в закрытом формате, что дает участникам возможность обсудить самые острые вопросы "без купюр".
В первый день заседание возглавил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Глава государства ответил на вопросы международных участников.
В четверг видеозапись данной части заседания опубликовала Акорда. Sputnik Казахстан подготовил изложение обсуждаемых тем.
Иностранных экспертов интересовал широкий круг вопросов.
Директор Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин спросил о реализации программы "Нурлы жол".
"Первое, с чего мы начали — построили железную дорогу в сторону Китая и расширили свою торговлю. Мы должны были заняться инфраструктурой. За две пятилетки в рамках программы будет построено 7,5 тысячи километров дорог. За первую пятилетку привели в порядок все аэропорты Казахстана, построили два современных морских порта на Каспийском море", — сообщил он.
Когда в 2015 году председатель КНР Си Цзиньпин в Назарбаев университете впервые огласил план "Один пояс — один путь", оказалось, что он перекликается с казахстанской программой.
"Мы, естественно, подхватили эту дорогу. Казахстан имеет два железнодорожных перехода от КНР. Была построена автотрасса первой категории от границы Китая в Европу через Казахстан почти в 3 000 километров и 1 500 километров железнодорожной магистрали от Китая до Каспийского моря, построили железную дорогу через Туркменистан — Иран в Персидский залив в порт Бендер-Аббас, который может выходить в Индию. Вот такие мы приняли меры", — сказал президент.
Председатель совета министров Польши Влодзимеж Цимошевич спросил о международном астанинском финансовом центре, на что президент рассказал о поствыставочном использовании объектов ЭКСПО, в том числе о МФЦА, который будет располагаться на территории прошедшей всемирной выставки.
Министр иностранных дел Австрии Бенита Ферреро-Вальднер спросила главу Казахстана о позиции Астаны как нейтрального участника в переговорах по Сирии.
"Один из важнейших моментов, который волнует сейчас все человечество — это терроризм. Есть три вопроса — терроризм, ядерное разоружение и вопрос Северной Кореи. Все три вопроса невозможно решить без консолидации всех стран мира, особенно великих держав − таких, как США, Россия и Китай. Например, без этой консолидации невозможно решить проблему Северной Кореи. Однако между тремя державами есть несогласие по экономическим, политическим вопросам. Вы это хорошо знаете. Поэтому нас это волнует. Сирия — это наш регион, недалеко от нас", — сказал Назарбаев.
Вице-президент китайской академии общественных наук Фан Цай спросил об отношении Казахстана к протекционизму.
"Как вам известно, я был председателем правительства КазССР и хорошо знаю, что такое протекционизм. Вся продукция производилась в СССР, стягивалась в Москву, а затем перераспределялась по странам. Не хватало для людей сливочного масла, хотя мы его сдавали. Мне приходилось ездить туда и просить пять тонн масла. Горьким опытом обученный, я знаю, что это — тупиковый путь. Сегодня — глобализация, интеграция. И должна работать свободная торговля", — вспомнил Назарбаев.
Финский политик Илкка Канерва сообщил, что его страна поддерживает инициативу Казахстана по открытым границам, и спросил готов ли Казахстан вместе с ЕС бороться с терроризмом и другими негативными проявлениями безвизового режима.
"Мы уже работаем с Европейским союзом и со всем миром в борьбе с терроризмом. У нас тоже происходили (теракты — прим. ред.), 400 молодых людей наших завербованы в Исламское государство. Сейчас в ходе поражения ИГИЛ они возвращаются. Поэтому я о свободных границах говорю с точки зрения экономики — чтобы экономическое сотрудничество не тормозилось границами. Естественно, каждое государство в этих условиях защищается от терроризма. Совершенно открыть границы невозможно", — сказал Назарбаев.
Он отметил, что нельзя говорить о всеобщем снятии всех барьеров, и что ни одна страна не может гарантировать отсутствие террористических атак.
Чтобы противостоять этому, Назарбаев предложил на уровне ООН создать коалицию для общей борьбы с терроризмом.
Ифтир Ахмед Чоудхури, возглавлявший МИД Бангладеш в 2007-2009 годах, спросил о ситуации с беженцами из Мьянмы.
"Я хорошо знаю эту ситуацию. Мы пытаемся оказывать гуманитарную помощь людям рохинджа. Я знаю, что Турция очень задействована в этом вопросе. К сожалению, происходит повторение одного и того же − неприятие, нетолерантность. Собственное население за то, чтобы люди за другие религиозные взгляды подвергались гонениям, именно из таких бедных, гонимых людей и вербуют террористов. Поэтому, что я могу сказать? Я знаю, что многие страны занимаются тем, чтобы в Мьянме этот вопрос решился внутриполитическим способом. Это не решение вопроса. В конце-концов, любые войны решаются переговорами (…). У нас есть одна организация — ООН, где решаются все глобальные вопросы. Мы должны поддерживать авторитет этой организации и совместно решать и такие вопросы тоже", — сказал президент.
Директор британской группы по исследованию международной безопасности Рафаэлло Пантуччи спросил о том, что может способствовать интеграции стран Центральной Азии. В этой связи Назарбаев вспомнил о попытке создания Центральноазиатского союза.
Он также отметил изменения, происходящие в Узбекистане, рост торговли и открытие границ.
Вице-министр иностранных дел Ирана Сейед Мохаммед Саджапур выразил восхищение дипломатическим чутьем Назарбаева и спросил о вкладе страны в развитие дипломатии.
Президент ответил, что своими действиями Казахстан вносит вклад в культуру дипломатии, и считает, что все вопросы можно решать уступками и консенсусами, "даже мировые вопросы можно решить".
Назарбаев напомнил, что первые шестисторонние переговоры по Иранскому ядерному досье прошли в Казахстане.
"Мы собрали всех, и сейчас речь идет о пересмотре, мы это не поддерживаем. Шестистороннее ядерное соглашение было хорошим и это надо продолжать", — считает Назарбаев.
Последним задал вопрос Тимофей Бордачев, директор центра международных исследований Высшей школы экономики. Он предложил Казахстану и России совместно создавать образовательные программы по Евразийской интеграции и готовить специалистов.
"Такие специалисты нужны, мы готовы", — дал ответ Нурсултан Назарбаев.
Третье заседание Astana Club "Большая Евразия-2027: конфронтации или партнерство" прошло в закрытом формате.