АСТАНА, 7 ноя — Sputnik. Счетный комитет выявил многочисленные нарушения в освоении бюджетных средств министерством образования и науки Республики Казахстан. Образовательное ведомство опубликовало ответы по каждой претензии.
Отмечается, что Счетный комитет выявил в образовательном ведомстве ряд системных проблем. В 2016 году по сравнению с 2015 годом допущено ухудшение позиции Казахстана в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума по показателям качества системы образования. Не достигнуты целевые индикаторы "Качество системы образования", "Качество школ менеджмента" и "Охват высшим образованием".
Неосвоенные миллиарды
По итогам государственного аудита выявлены финансовые нарушения на сумму 16,9 миллиарда тенге, неэффективное использование бюджетных средств – на 43,2 миллиарда тенге и 147 фактов процедурных нарушений на общую сумму 26,7 миллиарда тенге.
Из суммы неэффективного использования бюджетных средств (43 миллиарда тенге) на МОН приходится 37 миллиардов тенге. Из них 31 миллиард тенге касается системы e-learning.
"Вместе с тем надо отметить, что работа в рамках проекта "Электронное образование" в целом оценена положительно. До 2015 года произведен закуп оборудования на сумму 27 миллиардов тенге. Два миллиарда тенге потрачено на создание Национальной образовательной базы данных (НОБД) и Системы управления обучением ЛМС. НОБД используется и развивается дальше. НОБД является единственным инструментом ведения статистической отчетности в области образования по всей стране", — отметили в ведомстве.
Каждому региону – специалисты не по потребностям
В ответ в Минобразования заявили, что прогнозированием потребности в кадрах занимается министерство труда, а они лишь используют предоставленные данные.
Слишком дорогие колледжи
Касательно этого в Минобре объяснили, что объекты переданы под социальные нужды акиматам, а позиция МОН – "все эти проекты высокозатратные, в их строительстве необходимости нет".
Трехсменка в школах
Говоря о ситуации с переполненными школами, в Счетном комитете отметили, что Минобр не достиг запланированных показателей в части уменьшения числа учебных заведений, где школьники вынуждены учиться в три смены.
Также в образовательном ведомстве ответили Счетному комитету, что ответственность за неэффективное освоение бюджетных средств лежит не только на них, но и на акиматах.
К примеру, в 2016 году из запланированных восьми школ введены в эксплуатацию только четыре объекта на общую сумму 929 миллионов тенге. Вместе с тем заявки на финансирование объектов поступают из акиматов регионов, государственные закупки также проводятся на местах.
"Министерство является администратором программы и ответственно лишь за своевременное перечисление средств", — подчеркнули в ведомстве.
Это еще не все
Кроме того, по данным надзорного ведомства, АО "Информационно-аналитический центр" в 2016 году не выполнил должным образом свои обязательства по выполнению государственного задания "Изучение мирового опыта по внедрению трехъязычия и разработка методологии изучения языков" на сумму 10,4 миллиона тенге.
В ответ на это в МОН ответили, что ответственность в части оплаты за невыполненные работы относится к отделу строительства Сайрамского района Южно-Казахстанской области, и в части заключения договора по организации питания студентов Казахского государственного женского педагогического университета без применения конкурсных процедур – к руководству0 вуза.
В итоге Счетный комитет заявил, что в результате госпроверки восстановлено и возмещено 5,9 миллиарда тенге, в том числе в доход республиканского бюджета возмещено 285,1 миллиона тенге, по бухгалтерскому учету, посредством выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров восстановлено 5,1 миллиарда тенге.
По результатам аудита материалы о нарушениях будут направлены в правоохранительные органы и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.