Провожая взглядом серые улицы ветхого Оренбурга и ПАЗы, везущие уставших местных жителей по домам, я невольно сравнивала. И кажется, что все и всех устраивает, впрочем, так же как и нас…
Да так делаем, что окружающим только остается догадываться, сколько же потрачено денег, а самое главное – откуда они берутся? Вроде бы Казахстан такая же страна, как 14 других, вышедших всего четверть века назад за границы Советского Союза.
Ну да, практически вся химическая таблица Менделеева хранится в недрах казахстанской земли, но ведь помнится и то, что идет это добро чаще на экспорт.
Каждый день обычный более или менее думающий казахстанец испытывает внутреннее сопротивление, когда в стране начинает реализовываться очередная "бредовая идея": а зачем все это надо? Ведь цена на бензин скачет, зарплаты мизерные, дороги − и те не радуют, а вы тут со своей латиницей "лечить" общество собираетесь! Но дело в нашем менталитете, пропитанном хваленым гостеприимством…
Только будучи за демаркационной линией родной страны понимаешь ее ценность по-настоящему, будто смотришь на нее другими глазами и со стороны.
Чувствую, как циники и скептики заскрипели зубами в ответ на мою фразу. Я также как и вы помню о насущных проблемах, более того, о них я еще время от времени пишу. Однако стоит отбросить пессимистичный настрой, также как и слова, пропитанные слюной подхалима − я выскажу свое мнение.
"У вас все по-другому. Мы удивляемся, когда наши родственники рассказывают, что на свадьбу пригласили 300 гостей", — с удивлением констатирует моя попутчица, российская казашка тетя Ася.
Только проехав сотни километров от границы Казахстана в сторону России, ко мне пришло полное осознание ставшей крылатой фразы "Казах без понтов − беспонтовый казах". Некоторые из нас ее произносят с долей сарказма, другие – со снисхождением и легкой улыбкой. Но вы удивитесь, именно эти слова делают нашу страну особенной.
Возле будки под пронизывающим ветром стоят женщины с детьми, дальнобойщики, таксисты с клиентами. Они по очереди пробиваются к окошку − под строгим взглядом пограничника им в паспорт ставится штампик. А дальше – нейтральная территория и казахстанский пост пограничного контроля "Жайсан".
Уже на подъездах к посту видно, как Казахстан с размахом, пафосом и от всей своей широкой души относится ко всему, что его окружает. Огромная голубая вывеска с характерными желтыми узорами с надписью " Қош келдіңіз!" (Добро пожаловать!) встречает гостей.
Из пластикового окошка смотрит холеного вида с едва помещающимся в форменный пиджак животом казахстанский пограничник. Щелкнув по мышке компьютера, зафиксировав фейс, он ставит, так же как и его коллеги, печать.
Тепло, уютно, комфортно и эстетично – и сколько же денег Казахстан отдал за такой интерьер?!
Я в Актобе — и снова размах: светодиоды в виде узоров освещают городские улицы, стойки с признаниями в любви родному урбану, огромные ресторанные комплексы, яркие вывески торговых точек — все это уже неотъемлемая часть нашей обыденности. И так в каждом городе, согласитесь?!
"Почему вы делаете такие пышные тои? Откуда у вас деньги?" — не унимается тетя Ася. И я задумалась над ее вопросом. Может, для того, чтобы было что вспомнить, а может в очередной раз показать понт − а потом лет через десять, когда кредит за этот той будут оплачен, вспомнить с улыбкой.
Мы привыкли жить пышно, бывает, что не по средствам, а иногда даже в кредит. Принцип "чем мы хуже других" действует безоговорочно.
И эти принципы работают как на уровне одной семьи, так и в целом государства.
И в то же время мы возмущаемся, осуждаем − потому что тоже так привыкли. И даже во время ЭКСПО, ворча "ааа, вот значит, куда ушли мои пенсионные деньги", мы все равно пошли на выставку. Оценили наш, пожалуй, самый большой понт.
Я оценила достойный вид поста пограничного контроля и Актобе. На наши понты посмотрела с другой стороны – объективно, и даже местами с восхищением, признаюсь.
Интересно, как долго еще у руля нашего сознания будет этот пресловутый понт? Ведь важно и самое главное − можем же быть, а не казаться.