АСТАНА, 1 ноя — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Потеря Казахстаном одной строчки в текущем рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2018 Всемирного банка можно считать успехом реформ, убежден специалист по развитию частного сектора Всемирного банка в Казахстане Ералы Бексултан.
При этом есть и продвижение наверх: по процедуре "регистрация предприятий" мы шагнули на 41-е место с 45-го годом ранее, по подключению объектов бизнеса к системе электроснабжения – на 70-е с 75-го, по регистрации собственности – на 17-е с 18-го, по защите миноритарных инвесторов Казахстан вообще первый в мире – годом ранее был третьим (это не значит, что они у нас защищены лучше, чем в развитых странах, это означает, что мы в этом вопросе совершили самый большой прорыв за год среди остальных стран).
Также существенный прорыв был осуществлен в реформировании налогообложения – 50-е место против 60-го места в 2016 году, в обеспечении исполнения контрактов – шестое место против девятого места в прошлом году. Ну, и, наконец, не стоит забывать об эффекте высокого старта: в прошлом году Казахстан смог улучшить свой рейтинг легкости ведения бизнеса сразу на 15 позиций, прыгнув с 51-го места на 35-е. А чем выше был предыдущий "прыжок", тем меньше пространства остается для последующих маневров в этом рейтинге.
Абсолют важнее текучки
"По удаленности от передовых рубежей есть абсолютный показатель, который демонстрирует, насколько суммарно продвинулась страна, пытаясь приблизиться к самому лучшему положению дел, — сказала в среду, в ходе презентации отчета по рейтингу в Астане директор глобальной программы по развитию торговли и конкурентоспособности Группы Всемирного Банка Сесиль Фруман. — По этому индикатору Казахстан имеет рейтинг, равный 75,4%. Это значит, что страна уже прошла три четверти пути, чтобы быть признанной лучшим реформатором", — подчеркнула она.
Тут надо понимать, что этот индикатор не всегда соотносится с успехами в текущем рейтинге. Чаще всего он противоположен "текучке", потому что чем дальше страна продвинулась в своих реформах к идеалу, тем сложнее ей дается дальнейшее продвижение вперед. Но, по мнению отечественных экспертов, "абсолют" куда важнее текучки.
"В плане достижения передовых рубежей абсолютный рейтинг мне кажется важнее, потому что он показывает удаленность состояния дел бизнес-климата в стране от глобальных лучших практик, — говорит специалист по развитию частного сектора Всемирного банка в Казахстане Ералы Бексултан. — То есть если лучшая практика по регистрации бизнеса — это Сингапур, которая занимает минимальное количество времени и затрат, то в процентном измерении на основании этого отчета можно показать, насколько та или иная страна продвинулась до того момента, чтобы достичь этого предела".
"Так вот, Казахстан в этом году, несмотря на то, что его относительный рейтинг уменьшился, абсолютный рейтинг свой улучшил. То есть, на мой взгляд, это более важный показатель, который показывает, что страна в абсолютном измерении улучшает свой бизнес-климат. И относительно лучших практик мира она движется вперед. Три четверти этого пути страна уже проделала, и нужно понимать, что оставшаяся четверть — самая сложная, потому что конкуренция увеличивается, мы теперь входим в зону конкуренции, сравнения со странами ОЭСР", — добавляет эксперт.
Не мы одни хотим быть среди лучших
Что касается "текучки", то откат за год всего на одну позицию назад, по мнению Бексултана, можно считать весьма хорошим результатом. Потому что другие страны на месте не стоят, и теснят нас за счет как раз таки своего "низкого" старта.
Отметим, что в нынешнем рейтинге Doing Business довольно высоко поднялась Россия — на пять строк, с 40-го на 35-е место, Грузия поднялась с 16-го на 9-е место, Эстония осталась двенадцатой, Литва поднялась на 16-е место с 21-го, а Латвия опустилась с 14-го на 19-е место. Так что мы неплохо выглядим и на постсоветском пространстве, ибо Молдова только 44-я, Узбекистан — 74-й (с подъемом сразу на 16 позиций), Украина — 76-я, Кыргызстан — 77-й, а Таджикистан — 123-й. И из тех постсоветских стран, которые сейчас позади, наибольший потенциал для подъема имеет разве что Узбекистан.