АСТАНА, 30 окт — Sputnik, Сергей Ким. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев прибудет в понедельник в Азербайджан и примет участие в церемонии открытия железной дороги "Баку – Тбилиси – Карс".
Из иностранных руководителей открывать новую железную дорогу будут президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, грузинский премьер-министр Георгий Квирикашвили и Нурсултан Назарбаев. Если интерес участвовать в мероприятии Эрдогана и Квирикашвили очевиден, интерес нашего президента к пусть и большому событию требует разъяснений. Прокомментировал ситуацию для Sputnik Казахстан руководитель алматинского офиса Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Аскар Нурша. Он объяснил, насколько может быть политизирован как визит в Баку Нурсултана Назарбаева, так и в целом небезынтересный проект.
- Почему железная дорога "Баку – Тбилиси – Карс" не выгодна Армении?
— Вопрос в том, что Армения находится в состоянии транспортной изоляции, и в условиях конфликта вокруг Нагорного Карабаха стратегической задачей Азербайджана была диверсификация железнодорожных путей. В ее основе – выход на Турцию и создание дополнительных путей в обход территории Армении. Поэтому Армении это невыгодно: это усиливает транспортную изоляцию этой страны, вернее, уж точно не решает проблему разблокирования этой изоляции.
- Почему дорога невыгодна Ирану?
— В отношении Ирана надо смотреть с точки зрения баланса выгод – речь в целом идет об опасениях влияния западного и турецкого фактора на Южном Кавказе. Поскольку дорога создаст дополнительные коммуникационные связи между Турцией и Азербайджаном, есть опасения, что открытие такого транспортного коридора может работать на усиление западного присутствия в Азербайджане, в том числе военного.
- Президент Казахстана прибыл в Баку для открытия железной дороги вместе с турецким президентом Эрдоганом и грузинским премьером Квирикашвили. Какое отношение к этой железной дороге имеет Турция, Грузия и Азербайджан, понятно. Но какое отношение имеет к ней Казахстан? Может ли визит Назарбаева нести чисто политическую функцию?
Само азербайджанское руководство избегает излишне политизировать транспортные проекты, оно строит предсказуемые дружественные отношения с Россией − есть сферы, где страны сотрудничают. Россия — важный посредник в переговорах между Азербайджаном и Арменией, речь идет и о поставках российского вооружения Баку. Есть сильные отличия отношения к проекту нынешнего от отношения десятилетней давности.
- То есть здесь больше экономической прагматики?
- Но причем здесь Казахстан?
— Начиная с 90-х годов страны Центральной Азии также ставили вопрос о диверсификации транспортных коридоров. И были встречные проекты – например, проект ТРАСЕКА со стороны Европейского союза. Так вот, для Казахстана также важны транскаспийские маршруты для транспортировки грузов. Помните, в Сирии сбили российский самолет, и возник конфликт между Москвой и Анкарой?
- А что касается других стран?
— Сейчас с развитием китайской инициативы "Один пояс, один путь" есть рост интереса Пекина. Китай активно пробивает транспортно-торговые коридоры в направлении Ближнего Востока и Европы. Поэтому в тестовом режиме проверяется эффективность транскаспийского и транскавказского маршрутов.
Но, возможно − в случае обострения на Южном Кавказе, что не исключено − будет более болезненное восприятие этого проекта со стороны России и Ирана. Также возможно, что если отношения между Арменией и Азербайджаном будут улучшаться, не исключены попытки подключения Ирана и Армении к данным проектам. Если ветер подует в другую сторону, эта железная дорога может стать одним из проектов в рамках улучшения отношений между этими странами.
Справочно: Общая протяженность БТК составляет 826 километров. С начала эксплуатации БТК на первом этапе предполагается перевозить один миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достигнуть 17 миллионов тонн и двух миллионов пассажиров в год.