С детства любил красиво и необычно сформулированные мысли — и готов был простить их автору даже неправоту и неточность его высказываний. А к 40 годам вдруг с изумлением начал обнаруживать в себе черты консерватора, которые уже не позволяют с порога безоговорочно верить в то, что звучит красиво только потому, что оно звучит красивее своей противоположности.
В пятницу, 27 октября, я в ходе конференции "Совершенствование регулирования предпринимательской деятельности: дерегулирование бизнеса" разрывался между двумя выступлениями: члена совета по информационным технологиям НПП "Атамекен", основателя проекта Mirusdesk Мируса Курмашева и члена попечительского совета фонда развития общественно-значимых инициатив Ерлана Бузурбаева.
В общем, давайте отказываться от регулирования везде, где это только возможно: для полноты картины IT-предприниматель закончил выступление анекдотом. Про то, как кур в курятнике пытались "регулировать", вырезая в двери различные геометрические фигуры, покуда они дохли с голоду: а когда последняя курица сдохла, "регуляторы" сожалели не о ее безвременной кончине, а о том, что многие их регуляторные идеи так и остались невостребованными…
Все было бы принято исключительно на "ура", когда б следом выступавший Ерлан Бузурбаев не заметил, что когда госорганы пытаются вытащить из бизнесменов информацию об их проблемах, те либо отмалчиваются, либо несут откровенную лоббистскую ересь, не учитывающую интересы тех, кто к бизнесу отношения не имеет. Почему отмалчиваются?
"Тот, кто уже прошел все круги ада в госорганах, не хотят открывать секреты, руководствуясь следующим соображением: "А пусть другие помучаются, я же это прошел", — утверждает Ерлан Бузурбаев. — Чем более узкое горлышко для других субъектов, тем лучше для них, то есть проблема в том, что бизнес не делится реальной проблематикой", — добавил он.
Ну, а в лоббировании исключительно своих интересов бизнес наш тоже иной раз краев не видит: спикер привел пример предложения нацпалаты предпринимателей освободить от ответственности за неуплату налогов тех предпринимателей, которые были на неуплате пойманы — и согласились доплатить неуплаченные налоги.
И заметил, что на самом деле основная цель государственного регулирования — это нахождение максимального баланса между интересами самых разных слоев общества. Когда этот баланс нарушается, госорганы надо критиковать нещадно — но именно за ненахождение баланса, а не за попытки его таки отыскать. Иными словами, если наше государственное регулирование громоздкое и забюрократизированное, то это повод пытаться его исправить в лучшую сторону, а не повод отказываться от него как от института вообще.
Что порадовало, так это близость позиций обоих оппонентов в вопросе — как можно улучшить государственное урегулирование: максимально оцифровать.
"Должно быть так: я предприниматель, занимаюсь бизнесом, веду свою бухгалтерию в какой-то онлайн-системе, и никогда не сдаю никаких отчетов. Если налоговой надо, она сама посмотрит все в моей системе, если я какие-то нормы превышаю, она меня предупредит — но зачем мне сдавать отчетность?" — высказался по этому поводу Мирус Курмашев.
Я не бизнесмен, но был бы рад, если бы это схождение повлекло за собой дальнейшую совместную работу этих двух ораторов на ниве реформирования госрегулирования, причем не только той его части, которая касается бизнеса. Почему-то кажется, что от такого сотрудничества выиграет и бизнес, и общество, и государство.
Ну а если бы государство еще и предоставило бы под такое сотрудничество какую-то площадку, идеи с которой оно готово было бы признать легитимными и взять на вооружение, то, может, и бизнес, глядя на этот пример успешного сотрудничества с государством, перестал бы молчать, как партизан на допросе, о своих проблемах. Ей-богу, попробовать стоит: расходов-то из бюджета такая попытка вроде как за собой не повлечет. И отторжения вызвать не должна — ну, если не требовать от участников писать с нее километровые отчеты, разумеется…