АСТАНА, 20 окт — Sputnik, Сергей Ким. Блогеров повели на допрос: история, которая могла претендовать на детективную, превратилась в курьезный случай, даже с анонсом хэппи-энда.
Говори, блогер, кому говорят — говори!
Попали они "под прицел" полицейских за то, что активно освещали в соцсетях скандал вокруг усердно критикуемых казахстанских учебников. Если рассмотреть их посты в деталях, резюмируем: все трое замечали несуразности и высказывали мнения, иногда иронического характера.
В итоге 18-19 октября блогеров попросили навестить департамент внутренних дел − и как будто начались проблемы.
"Вчера мне позвонил следователь ДВД Алматы, который вызвал меня на допрос и сообщил, что я прохожу фигурантом (и еще три публичные персоны, которые, если захотят, сами озвучат свою позицию) по факту заявления от имени министерства образования и науки Республики Казахстан, в котором просят МВД РК разобраться с фактом распространения ложных сведений и непроверенных данных. Расследование проводит следственное управление Астаны под личным контролем министра внутренних дел (!) и дело поставлено на контроль", — описал кульминацию истории Нуркен Халыкберген.
"Сегодня я был на допросе (или как это называют, когда следователь спрашивает, а ты отвечаешь) в ДВД Алматы по поводу размещенных в Фейсбуке материалов об учебнике русского языка. В деле написано, что согласно статье 274 части 2 УК РК", — возмутился Андрей Зубов.
Действия министерства образования мгновенно вызвали критику. Многочисленные обращения блогеров-соратников заполонили казахский сегмент соцсети. Официальных комментариев от Минобразования и МВД не поступало.
Сложная статья Уголовного кодекса
Напомним, что по словам одного из допрошенных, его дело могло быть заведено по статье 274 Уголовного кодекса "Распространение заведомо ложной информации". Юрист правозащитной огранизации "Адил соз" Тамара Симахина высказала мнение: статья когда-то была принята, чтобы "затыкать рты" блогерам и журналистам. Также она объяснила, почему доказать вину по этой статье зачастую затруднительно.
Но главной препоной для осуждения, допустим, пойманных за руку блогеров-распространителей фейков является сама формулировка 274-й статьи. Обвинению надо будет доказать, что распространитель делал это умышленно и осознавая недостоверность информации.
"Должна быть доказана заведомость. Что это значит? Это значит, что сторона обвинения должна предоставить законные и допустимые доказательства о том, что эти люди знали, что это не так, но намеренно исказили эти факты", — объяснила юрист Симахина.
Министерство не хотело
Ситуация накалялась, но сегодня ответы на вопросы "За что?" и "Что будет дальше?" как будто появились. Как будто — потому что ответ, тут же, в Facebook, написала советник министра образования и науки Майраш Тайкенова.
А еще добавила: работодатель готов к диалогу, но не готов к нездоровому ажиотажу.
После ответа советника министра образования ситуация несколько разрядилась. Но нельзя забывать и тот факт, что поиск виновных продолжается, статус допрошенных остался неизменным, а официальный ответ и оценка ситуации от заявителя (ответ советника, пусть и министра, не является официальным) все еще не получен.