АСТАНА, 19 окт — Sputnik, Катерина Клеменкова. Опросы населения об ожидаемом уровне роста цен с января 2016 года проводит для Нацбанка компания "GfK Казахстан". Результаты этих исследований воспринимаются регулятором как истина в последней инстанции.
Как узнают "мнение большинства"
Опрос, который отражает мнение жителей всего Казахстана, проводится путем 20-минутного телефонного интервью, в которых ежемесячно принимает участие 1 500 респондентов. Как пояснил Виталий Тутушкин, выборка охватывает взрослых людей разных возрастных групп. Однако на вопрос, по какому принципу отбираются респонденты, случайным образом или нет, директор департамента исследований и статистики НБРК ответить затруднился.
Он добавил, что, скорее всего, ежемесячно опрашивают больше чем 1,5 тысячи человек, но в исследование попадают ответы только 1,5 тысячи, то есть тех, кто удовлетворяет требованиям по выборке.
Пол, возраст, национальность, занятость
"Мне лично звонили и анкетировали, поэтому я могу из собственного опыта рассказать, как все проходит", — предложил Тутушкин.
По его словам, анкетирование проходит не анонимно. С самого начала разговора интервьюеры уточняют полную информацию о человеке: пол, возраст, национальность, занятость и пр.
Затем интервьюеры задают вопросы о ценах и потребительских настроениях и предлагают несколько вариантов ответов на выбор. К примеру, могут спросить, как, по вашему мнению, росли цены на продукты за последний месяц? И предложить четыре варианта ответа: "быстрее, чем раньше", "также", "медленнее" или "вообще не росли".
Так управляют инфляцией
Эти ежемесячные опросы помогают Нацбанку управлять инфляцией – регулятор учитывает их в принятии решений по денежно-кредитной политике.
"Конечно, прямое применение ответов не всегда позволяет применять их в рамках кредитно-денежной политики, поэтому на основе получаемых ответов осуществляется расчет: мы приводим качественные ответы к количественной оценке ожиданий. И это дает хорошую картину ощущений потребителей", — сказал Виталий Тутушкин.
Стоит сказать, что регулятор оценивает работу GfK весьма положительно, абсолютно доверяет результатам и намерен продолжать заказывать опросы в следующем году.
"У нас по правилам в случае наличия положительной практики с поставщиком мы имеем право закупать услуги из одного источника", — заключила начальник отдела защиты прав потребителей финансовых услуг Национального Банка Ксения Калиева.