АСТАНА, 16 окт — Sputnik, Сергей Ким. Отношения между Казахстаном и Кыргызстаном должны наладиться, а вот вероятность конфликта между Сооронбаем Жээнбековым и Алмазбеком Атамбаевым не исключена. Таким мнением поделился со Sputnik Казахстан руководитель офиса ИМЭП при Фонде Первого Президента РК – Елбасы в г. Алматы Аскар Нурша.
Почему большинство кыргызстанцев проголосовали за преемника действующего президента? Может ли Атамбаев захотеть стать вторым Чингизом Айтматовым, и какие риски связаны с изменениями в соседней стране? Эксперт подробно описал свое видение ситуации.
- Мы осознаем, что о внутриполитической жизни Кыргызстана рядовому жителю нашей страны известно немногое. Что вы могли бы рассказать о Сооронбае Жээнбекове?
- Его победа была для вас неожиданной?
— Мне кажется, его победа была закономерной.
- Ближайший его конкурент – Омурбек Бабанов, за которого проголосовало большинство только в двух регионах Кыргызстана. Как можно объяснить такой значительный разрыв между первым и вторым местами в президентской гонке?
Дело в том, что в адрес Бабанова звучало много претензий, что он на каком-то этапе своей карьеры был во власти. И в глазах населения он разделяет ту же полноту ответственности за происходящее, что и другие кандидаты. То есть он не смог себя ясно и четко отделить от правящих кругов.
переменам. Жээнбеков, при всех его плюсах и минусах, все же достаточно понятный формат кыргызской политики.
- Не можем не затронуть Атамбаева. Вчера шли выборы, а он продолжал высказываться на "казахстанские" темы. На ваш взгляд, это часть политтехнологий и подстегивание электората? Можно ли вчерашние атамбаевские высказывания рассматривать как часть стратегии – сначала он называет одного из кандидатов чуть ли не ставленником Казахстана, а в день выборов, уже не называя имени, продолжает говорить во всеуслышание о проблемах на границе?
— Здесь два момента. Первый: Жээнбеков работал с "традиционным" электоратом. Поэтому Атамбаев раздувал понятные фобии – вопрос границы, некие базовые ценности общества, восходящие к глубинным пластам сознания, трехтысячелетней истории. Да, это были технологии.
Второй момент – Атамбаев высказывал мнение, исходя из текущей повестки дня. Но отчасти это его заявка на будущее. Возникает же вопрос после выборов – что будет со старым президентом? И до сих пор, несмотря на развитие гражданского общества, несмотря на определенный прогресс в сторону демократии, мы же видим, что два бывших президента Кыргызстана находятся в политической миграции. Причем сам Атамбаев не планирует ни становиться премьер-министром, ни покидать страну. Тогда вопрос – каким видит свое будущее Атамбаев? На мой взгляд, Атамбаев свое будущее видит с точки зрения некого духовного лидера…
- Вы о роли "серого кардинала"?
— Нет, давайте, так скажем: кто-то считает, что он может стать "серым кардиналом". Но у него заявка на большее. Понимаете, обычно "серые кардиналы" так себя не ведут. Он, наоборот, претендует на пост духовного лидера – лица кыргызской демократии, лица кыргызской революции. То есть его заявления – это работа на будущую роль в обществе.
- "Сменяемость власти, президенты – суета сует, а я над этим всем" — попытка увековечить себя в таком статусе?
- Для обеспечения этого статуса нужна должность – как минимум политическая высокая должность. Но как вы уже упомянули, он назвал слухами информацию о претензиях на премьерский пост…
— У нас в постсоветской истории есть опыт того же Ельцина, который ставит преемника, сам отходит от дел, а потом возглавляет президентский фонд и периодически высказывается по наиболее актуальным вопросам общественной жизни. Но в то же время у Ельцина было окружение, продолжающее оказывать влияние на политические процессы.
- Допустим, некоторое время…
- Преемник в политике – это же не обязательно человек, который продолжает по накатанной политический курс предшественника. Чего можно в этом смысле ожидать от Жээнбекова? Он осмелится зайти за границы указанного Атамбаевым курса?
— В данном случае все будет зависеть от конкретных договоренностей, которые могут иметь место между уходящим и новым президентами. Думаю, в традициях восточного общества Жээнбеков будет с уважением относиться к Атамбаеву. По крайней мере, не идти с ним на конфликт, но, тем не менее, новый лидер попадает в определенные "ножницы", которые будут указывать на разные направления по некоторым вопросам.
С точки зрения бюрократии, Жээнбеков в какой-то степени будет заинтересован в абсолютном своем лидерстве, к тому же Кыргызстан должен развивать конструктивные отношения со своим окружением, соседями. И если Атамбаев будет вести себя так, как ведет, на каком-то этапе может стать определенной "гирей", привязанной к ноге Жээнбекова.
- То есть конфликт возможен?
То есть здесь не будет абсолютной президентской вертикали, фактически будут формироваться два центра силы. И в рамках этого вопроса будет важен какой-то баланс между партиями в парламенте. Поэтому все зависит от того, как себя Атамбаев будет позиционировать по отношению к правящей партии.
Он уже заявил, что премьер-министром не хочет быть, но по отношению к правящей партии ничего не заявлял. Давайте подождем, посмотрим – намерен ли он продолжать активно свою деятельность – возглавить фракцию или стать одним из лидеров партии. От этого тоже может многое зависеть. И тогда будет понятно, претендует ли он на то, чтобы стать альтернативным центром в рамках политической системы, либо видит свою роль по-другому.
- Децентрализация власти в Кыргызстане – это итог поступательного развития страны и определенных внутренних процессов, либо следование некой декоративной формуле для удовлетворения "спроса на развитие" населения и демонстрация внешним игрокам, что "мы не стоим на месте, а революции были не зря”?
В данном случае в условиях Кыргызстана важно, будет ли власть президента поддержана и усилена за счет доминирования правящей партии в парламенте. Если правящая партия не будет пользоваться поддержкой, тогда это ослабит власть президента и усилит крен в сторону премьер-министра.
Поэтому Атамбаев после свержения двух предшественников занял пост президента с особенными функциями. Естественно, отражением этого стал тот факт, что он не баллотировался после шести лет правления. Но на протяжении этих лет шла тенденция к усилению влияния президента – ему удалось протащить страну в ЕАЭС, есть ряд полномочий, которые отдают действующему президенту возможности для консолидации власти.
- Последний вопрос. Эти выборы в соседней республике показали реальную сменяемость власти посредством выборов. С другой стороны, как мы уже с вами говорили, Кыргызстан взял курс на децентрализацию власти. Не станут ли сами факты, во-первых, поворотом на новый курс, во-вторых, проведение этих выборов некой чертой между нашими странами – ведь векторы развития политических моделей еще более расходятся…
И это нехорошо, поскольку у Атамбаева могут быть последователи и подражатели – сама политическая система это позволяет.
Во многих развитых государствах сдерживающим рычагом является сама власть, которая устанавливает правила игры. Но в условиях Кыргызстана мы видим, что действующая власть в лице Атамбаева сама нарушила негласное табу. И ситуация стала неоднозначной, потому что те, кто призван сдерживать популизм в его наиболее отвязных аспектах сами в популизм ударились. Надеюсь, что новое руководство страны будет осознавать, что есть некие ценности, переступать через которые не стоит.