АСТАНА, 14 окт — Sputnik, Сергей Ким. Адвокатура может измениться. А кто-то из адвокатов наверняка уже изменился в лице, прочитав новый законопроект "Об адвокатской деятельности и юридической помощи".
В пресс-службе республиканской коллегии адвокатов сообщили: недавно съезд переименовали в конференцию, но суть встречи не изменится. Казахстанские адвокаты готовы предпринять "активные действия по реагированию на сложившуюся ситуацию" – так и сказано в сообщении главной коллегии страны. Но говорить о едином порыве в ожидании лобовой атаки пока преждевременно. Находятся и сторонники критикуемых новшеств. Мы решили разобраться во мнениях "за" и "против".
Чем грозит законопроект?
Настораживает главное объединение адвокатов законопроект по многим пунктам:
- идея создания государственной адвокатуры;
- формирование дисциплинарных комиссий с участием представителей исполнительной власти (в данном случае, минюста – прим.);
- установление сроков полномочий членов президиумов коллегий адвокатов;
- регулирование размеры членских взносов и гонораров адвокатов (законопроект отменяет вступительный взнос при приеме в коллегии – прим.);
Другими словами, государство хочет включить в дисциплинарные комиссии, рассматривающие проступки адвокатов на местах, трех сотрудников юстиции, также предполагается сократить сроки пребывания в креслах членов президиумов и отменить вступительный взнос при приеме в коллегии.
Такого я никогда не видела!
Адвокат Айман Умарова – одна из тех, кто решил активно включиться в борьбу против нового законопроекта. Две недели назад она с личной страницы в Facebook звала алматинских коллег на мирный митинг и даже собирала имена для заявки в городской акимат. Мы не стали ее спрашивать о форме протеста и его выражении, а перешли сразу к делу. Умарова с удовольствием высказала свое мнение о возможном "государственном вмешательстве" в спокойную до сих пор адвокатскую жизнь.
"Такого я никогда не видела – я давно работаю. Самое страшное в этом законопроекте, против чего все адвокаты против − это посягательство на независимость адвокатуры. За все время существования адвокатуры это в первый раз. Предлагают государственную адвокатуру, более того, предлагают в дисциплинарные комиссии включать людей, которые не относятся к адвокатуре вообще!" – говорит она с ходу.
По мнению Умаровой, какого-либо давления, в том числе со стороны госорганов, быть не должно. Сотрудников органов юстиции, которым может быть доверены полномочия приглядывать за адвокатами, она называет "посторонними" в независимой и самодостаточной сфере деятельности адвокатов.
"Для того, чтобы помочь человеку реализовать права, адвокат должен быть свободным. Он должен быть сам защищен. Когда идет речь о посторонних людях в дисциплинарной комиссии, это говорит о том, что есть давление", — добавляет она.
"Речь идет о том, что за маленький промежуток времени член президиума не успеет даже сориентироваться, вот в чем дело".
Не менее важный вопрос, возмущающий как республиканскую коллегию, так и Айман Умарову – предложение отменить вступительные взносы. Человек, чтобы стать адвокатом, должен вступить в коллегию адвокатов и заплатить объединению единовременную, но ощутимую для некоторых сумму. Она зависит от региона, например, в Алматы это 300 МРП, то есть 680 тысяч 700 тенге. В Астане, по нашим данным, это 794 тысяч 150 тенге. Это при том, что ежемесячно каждый адвокат делает обязательные отчисления в пользу коллегии. Собеседница объясняет – на что тратятся эти сборы и почему они важны:
"Любая коллегия адвокатов должна существовать. Существует она за счет этих вступительных взносов. Должно быть здание, куда мы можем приходить, конференц-зал нужен, имущество какое-то коллегии. Кто давно работает в адвокатуре, он поймет это – членские взносы тратятся ежемесячно на содержание и прочее. В любом случае, это не деньги самих адвокатов и тратятся они только на адвокатов".
"Да, ежемесячно это оплачивается, но ежемесячно это тратится. У нас в аренде сидят, например, консультации, затраты на командировочные, отчеты, оплата бухгалтеров, оплата заведующих консультаций. Это не такая большая сумма получается", — говорит она.
Бросить эти порядки с парохода современности!
Во многом противоположные взгляды на широко известный в узких кругах законопроект у известного адвоката и блогера Джохара Утебекова. Он не участвует в протестной кампании, но регулярно высказывает свое мнение о предмете спора в соцсетях. Поэтому, по словам адвоката, отношение с "родной" алматинской коллегией испортил едва ли небезвозвратно.
"Сейчас комиссии состоят из самих адвокатов. Хотят, чтобы присутствовали три представителя уполномоченного органа – министерства юстиции и двое судей в отставке в составе комиссии. Объясняют тем, что якобы рассматривают адвокаты это все необъективно. Я не против самой дополнительной прозрачности и открытости дисциплинарных комиссий, но я против методов. Совершенно точно, что ни одни сотрудник государственных органов сидеть у нас в дисциплинарной комиссии не должен. Это противоречит мировой практике”, — утверждает адвокат.
"Дисциплинарные меры в отношении юристов рассматриваются беспристрастным дисциплинарным комитетом, создаваемым юристами, в независимом органе, предусмотренном законом, или в суде, и подлежат независимому судебному контролю", — цитирует Утебеков.
Но это лишь часть сказанного.
"Я не против, чтобы представители министерства юстиции участвовали в работе дисциплинарных комиссий, но только с правом совещательного голоса. То есть речь идет о рекомендациях, и они могли бы наблюдать, анализировать эту практику. И в случаях вопиющего беззакония со стороны адвоката они могли бы применить собственные меры. Я признаю назревшую необходимость реформы дисциплинарных комиссий. Не вхожу ни в какие наши органы самоуправления адвокатуры. И вынужден признать, что вся эта реформа адвокатуры во многом вызвана теми проблемами, которые давно назрели, и адвокатура сама их не решала", — говорит Утебеков.
По его мнению, проблема изменения практики дисциплинарных комиссий назрела давно − например, отсутствуют единые стандарты проступков и взысканий. И это еще не все. Адвокат заявляет, что горячо поддерживает предложение об установлении сроков полномочий для членов президиумов коллегий.
"Лично меня сильно заботит несменяемость наших президиумов. Меня ни на одни выборы членов президиума никто не вызывал ни разу. Считаю, что ситуацию точно надо менять", — высказывает мнение адвокат.
"Это сейчас ограничивает доступ к нашей профессии, в нее не попадают лучшие, в итоге − профессия не молодеет. Я в 35 лет считаю себя одним из самых юных адвокатов в Алматы. Объясняется, что вступительные взносы нужны для пополнения материально-технической базы коллегии адвокатов. Но дело в том, что с нас и так ежемесячно собирают огромную сумму на членских взносах. У меня членский взнос 9,5 МРП. Порядка 750 адвокатов в городе. Вступительный взнос – разный, зависит от региона. Но у нас это 300 МРП. В Астане 350, например. Ежемесячно мы платим 21 тысячу 556 тенге. Смотрите, я сейчас умножаю эту сумму на 750 адвокатов, выходит 16 миллионов 166 тысяч тенге", — демонстрирует расчеты адвокат, делая поправку на то, что от ежемесячных членских взносов освобождены коллеги со стажем менее года, но доля таковых, по словам собеседника, невелика.
В условиях конкуренции и омоложения состава вырастет качество услуг, считает Утебеков.
Популярность его позиции в профессиональной среде невозможно измерить. Но вполне можно сделать логический вывод: открыто высказываться на поднятые щепетильные темы готовы не многие.
Республиканская коллегия: верните законопроект на доработку
Итоги экстренной конференции адвокатов на момент написания материала неизвестны. За разъяснениями мы обратились в республиканскую коллегию адвокатов, чтобы получить комментарий ее председателя Ануара Тугела. К сожалению, он не смог нам ответить из-за занятости – готовился к предстоящей встрече, поэтому позицию организации иллюстрируем с помощью выдержки из резолюции – она написана по итогам совещания представителей коллегий со всей страны. Оно проходило месяц назад в Актау: