АСТАНА, 31 авг — Sputnik, Айгюзель Кадир. Загадочное и таинственное животное, нередко именуемое призрачным властелином гор – снежный барс — обитает в величественных горных хребтах 12 стран. Но судьба редкой серебристой кошки вот уже долгие годы висит на волоске.
На грани вымирания
По оценкам ученых, количество грациозных особей по всему миру колеблется от четырех тысяч до шести тысяч особей.
"Барсы были зафиксированы в Катон-Карагайском национальном парке. Поймали фотоловушками, сделали снимки. И даже кот манул, который указан в Красной Книге, был зафиксирован в Казахстане. Еще в советские времена указывали, что у нас в стране количество снежных барсов около 180. Сейчас их, ориентировочно, около 100 особей, но, скорее всего, даже меньше", — рассказал в интервью Sputnik Казахстан зоолог, директор Фонда сохранения снежного барса Snow Leopard Fund Олег Логинов.
Подсчитать точное количество животных практически невозможно. Трансграничный зверь обитает в труднодоступных местах, вблизи границ Китая, России, Кыргызстана и Узбекистана.
По словам Логинова, несмотря на отсутствие официальных данных о браконьерстве, ирбисы продолжают подвергаться незаконному уничтожению.
"Штраф за убийство снежного барса составляет 2 000 МРП (4,5 миллиона тенге – прим.). Но я редко слышу, что кого-то оштрафовали. Скрытые факты браконьерства есть, лукавить не буду. Слухи ходят, что какие-то шкуры продаются", — добавил он.
Кто спасает барсов
Ирбис в 1997 году был выбран в качестве Национального символа по предложению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. За годы независимости для сохранения хищников были созданы 12 национальных парков, в шести из которых, по словам зоологов, встречаются снежные барсы.
"Нужно нормальное финансирование и проведение исследований. Государство могло бы закупить фотоловушки, мы бы могли провести семинары и научить, как с ними работать. Мы (фонд – прим.) от государства один раз получили 500 тысяч тенге в 2014 году − и все", — добавил Олег Логинов.
По словам зоолога, которому пришлось уйти в сферу ландшафтного дизайна, трансграничного зверя на сегодняшний день спасают только горы. Логинов напомнил, что разработанная им стратегия сохранения снежного барса в Казахстане была осуществлена на средства малого гранта международной организации Snow leopard network, которая была создана в США.
Что делать дальше
В 20-е годы прошлого столетия в горах Казахстана и Средней Азии хозяева высокогорья вальяжно расхаживали по дому, пока не пришли такие враги, как браконьеры, изменение климата и урбанизация.
"Маленькая, но стабильная численность снежных барсов в стране держится вот уже многие годы. Нельзя утверждать, что у барсов все плохо с кормовой базой. Наоборот, горных козлов, которыми они питаются, вполне достаточно. Поэтому ирбисов называют еще "козлиным пастухом". На скот они не нападают", — отметил Логинов.
Зоолог уверен, что для того, чтобы барсам жилось в Казахстане хорошо, нужно улучшать условия их жизни. К примеру, открывать специальные зоопарки для горных животных с хорошими условиями содержания.
"В Алматы можно преобразовать зоопарк, потому что он весьма старомодный, и животные по традиции содержатся в клетках и вольерах. Но нужно выделять средства. В Астане также нужно создавать хороший зоопарк по западным лекалам", — добавил защитник снежных барсов.
На создание такого рода "горного филиала" зоолога вдохновил зоопарк Нью-йоркского Бронкса "Гималайские высоты", который считается одним из лучших в США в области сохранения и разведения снежных барсов.
24 августа 2017 года представители 12 стран, в которых обитают снежные барсы, подписали в Бишкеке декларацию и обязались принять меры по сохранению популяции ирбиса. Но пока искусно скрывающегося среди хребтов робкого хищника спасают лишь недосягаемые снежные вершины.