Попытка выставить на аукцион футбольный клуб "Шахтер" акиматом Карагандинской области почти наверняка обречена на неудачу, несмотря на смешную стоимость актива.
Если бы наша жизнь была идеальной, тут можно было поставить жирную точку – и закрыть тему раз и навсегда. Проблема в том, что наша жизнь и наша рыночная экономика настолько неидеальны, что западные лекала (а в Европе практически все клубы – частные, по крайней мере, те, кто на виду и на слуху постоянно) переносить на наши реалии – смешить народ. Тот самый, ради которого, собственно, в конечном счете, ФК "Шахтер" и все остальные участники Казахстанской премьер-лиги и играют.
В истории "Шахтера" в советский период было три года выступления в первом дивизионе – из казахстанских команд (флагмана – алматинский "Кайрат", игравшего в высшем дивизионе чемпионата СССР, выносим за скобки), из второй лиги союзного первенства, кроме "Шахтера", в первый дивизион забирался только павлодарский "Трактор" — предшественник нынешнего "Иртыша".
Во-вторых, сама попытка продать ФК "Шахтер" через торги забавляет – если до сих пор не нашлось желающего спонсировать клуб или его выкупить, то кто сказал, что аукцион будет панацеей? Еще раз говорю: полностью и целиком согласен с тем, что система финансирования профессиональных клубов частными лицами – единственная правильная модель их существования.
Но, как сказал однажды Нурсултан Абишевич Назарбаев, где взять в Казахстане столько американцев, чтобы построить в нем демократию по-американски? В том смысле, что ни в Карагандинском регионе, ни в Казахстане вообще не видно моря частников, способных сколь-нибудь длительное время "тянуть" на себе расходы на содержание профессионального ФК. Есть один Кайрат Боранбаев (владелец ФК "Кайрат"), который настолько один на всю страну, что является тем самым исключением, которое только подтверждает общее правило.
Под это определение подпадают только ЦСКА Евгения Гинера и "Краснодар" Сергея Галицкого. Во всех остальных якобы частных клубах торчат уши государства через их спонсоров – абсолютно государственной РЖД в "Локомотиве", наполовину государственного "Газпрома" в "Зените" и муниципалитетов во всех остальных.
Есть еще формально частный и формально никак не связанный с государством "ЛУКОЙЛ" в "Спартаке", но даже если его считать частником, то три частных клуба из 16 участников российской премьер-лиги – наглядная иллюстрация того, насколько охотно частники становятся владельцами ФК на постсоветском пространстве.
Более вероятны два других варианта: либо банкротство и роспуск команды с последующим ее невозрождением в обозримой перспективе, либо банкротство с последующим формированием нового клуба. Который формально не будет иметь к "Шахтеру" никакого отношения, как нынешняя "Астана" не имеет (формально) никакого отношения к накопившему в свое время долги столичному "Женису". И это, похоже, может стать тенденцией в бытовании казахстанских футбольных клубов – накопить долги, обанкротиться и возродиться под новым названием.
При таком раскладе неудивительно, что клубная история оценивается в 1000 тенге. А в УЕФА вводят ограничения на участие в еврокубках команд, не имеющих определенного стажа участия в национальных первенствах: не мы одни такие умные, не мы одни плодим футбольных птиц Фениксов.
Оно, конечно, хорошо быть в общемировом тренде, но бывают случаи, когда из него хочется стать исключением. Случай с ФК "Шахтер" – из этого разряда. Только вот выхода из этого случая пока не видно – и, вы будете смеяться, но акимат тут не при чем. Просто сама система финансирования профессионального спорта за счет государства обречена на такие сбои, а заменить государство в лице муниципалитетов в этой пищевой цепочке в стране некому…