АСТАНА, 22 авг – Sputnik. Государственные органы Казахстана получат большую свободу в распоряжении бюджетными средствами, сообщил во вторник министр национальной экономики Тимур Сулейменов.
Во вторник на заседании правительства был представлен проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства". Представлявший его министр национальной экономики пояснил, что этот документ направлен на уменьшение бумажной волокиты в казахстанских госорганах.
Зато внесение изменений в бюджетные программы по инициативе госорганов при перераспределении средств внутри бюджетных программ теперь будет производиться без согласования с кем-либо, но с уведомлением Минфина.
"Это позволит сократить согласование бюджетных программ на каждом этапе в среднем на 10 дней, — пояснил Сулейменов. — Также предлагается отменить соглашения о результатах по целевым трансфертам на развитие, которые на сегодня во многом дублируют бюджетные программы. В результате сократится более 1,5 тысяч документов на центральном и местном уровнях", — добавил он.
Административные расходы – под одну гребенку
Административные расходы центральных государственных органов теперь предлагается планировать общим лимитом, который будет определяться министерством финансов. Это упрощает подготовку бюджетной заявки, сокращает сроки ее рассмотрения и объем представляемой документации, поскольку заявки от госорганов, в общем-то, в этом случае будут однородной калькой.
То есть если какое-либо подразделение того или иного министерства недоосвоило средства, министерство может часть этих денег относительно самостоятельно перекинуть туда, где их не хватает: в этом случае правительству придется выслушивать меньше тирад со стороны Счетного комитета по поводу неосвоения бюджетов. Более того, госорганы предлагается наделить правом по перераспределению экономии по текущей подпрограмме на подпрограмму развития внутри одной бюджетной программы, то есть наши министерства и ведомства получают стимул не расходовать средства, лишь бы совпасть со сметой, а за счет экономии в рамках одного бюджета проделывать больший объем работы.
ГЧП упростят до максимума
Этот же законопроект предусматривает упрощение планирования проектов государственно-частного партнерства: весь процесс этого планирования сократится с 5 до 3 этапов (экспертиза инвестиционного предложения, проведение конкурса, заключение договора ГЧП) за счет исключения концепции проекта и экспертизы проекта договора ГЧП.
"Это позволит сократить сроки подготовки проектов ГЧП с 7 до 3 месяцев", — пояснил министр.
Одним из новшеств является внедрение "программного ГЧП" – матрицы, в которой все процедуры отбора частного партнера и реализации проектов ГЧП будут прописаны в упрощенной форме для каждой сферы в государственных и правительственных программах без проведения дополнительных экспертиз.
"В итоге процедуры ГЧП станут более короткими и доступными для бизнеса", — резюмировал Сулейменов.
В целом, по мнению разработчиков, предлагаемые поправки будут способствовать более быстрому доведению бюджетных средств до экономики, уменьшению сумм неосвоения, увеличению количества проектов ГЧП, а также большей ответственности госорганов при большей самостоятельности. Как оно будет на самом деле – покажут отчеты Счетного комитета в следующем году.