АСТАНА, 21 авг — Sputnik. Казахстан уже с января может изменить соглашение о запрете экспорта светлых нефтепродуктов, открыв казахстанскому бензину пути на зарубежные рынки, сообщил в понедельник министр энергетики Канат Бозумбаев.
Россия настаивала на введении такого запрета, опасаясь, что произведенный на ее территории бензин будет реэскпортироваться затем обратно без уплаты акцизов и пошлин, а также экспортироваться в третьи страны. После окончания же модернизации двух из трех крупных НПЗ − Павлодарского и Атырауского − Казахстан сможет закрывать свои потребности самостоятельно, без ввоза российских ГСМ.
"И мы закроем внутренний рынок и откроем какую-то часть экспорта, чтобы заводы могли работать и получать высокую доходность, поставляя на экспорт нефтепродукты, чтобы возвращать займы, взятые на эту дорогостоящую модернизацию", — пояснил министр.
При этом, по его мнению, главным рынком для Казахстана является Средняя Азия и Афганистан, то есть "переходить" дорогу российским НПЗ их казахстанские аналоги не будут. Модернизация Шымкентского нефтеперерабатывающего завода должна завершиться в первом полугодии 2018 года.
Министр также заверил, что возможные санкции в отношении России не несут никаких рисков для казахстанской нефтяной отрасли.
"Не буду скрывать, что мы находились в контакте с нашими российскими и американскими коллегами, когда этот вопрос рассматривался еще в сенате США. И предварительно мы текст, в принципе, понимали, что там написано было. По сравнению с тем, каким был первоначальный текст, сейчас он значительно облегчен, безусловно", — сказал Бозумбаев.
"Сейчас мы попросили анализ и менеджмент КТК сделать и сами сейчас занимаемся. Но, вроде бы, каких-то значительных рисков нет, потому что, в принципе, основная работа по расширению мощности КТК проведена. Осталось там только в вопросах ввода нескольких объектов точку поставить. В связи с этим никаких проблем с будущим объемом Кашаганской и Тенгизской нефти, которые после первого этапа Кашагана и расширения Тенгиза должны попасть в эту трубопроводную систему, не должно быть", — сказал Бозумбаев.
Однако, по его словам, есть вопрос доступа казахстанской нефти к Волгодону при расширении Тенгизского месторождения.
Одновременно, касаясь вопросов об экспорте газа, он заметил, что санкции на этот вид продукции вряд ли могут повлиять, поскольку основной объем своего газа Казахстан продает самой России и Китаю. Возможности прямой транспортировки из Казахстана в Китай составляют 10 миллиардов кубометров, но, по словам Бозумбаева, в этом году КНР получит до 15 миллиардов кубометров казахстанского газа — разницу в Поднебесную подаст российская "Газпромнефть".