АСТАНА, 17 авг – Sputnik, Асем Миржекеева. Сначала лопатой, а после — кисточкой уже много лет археологи сметают тонны земли, окутанные тайнами великих саков и полные древних артефактов, которые только добавляют ореола загадочности захоронениям, которые принято называть Берельской долиной царей.
Сейчас уникальные древние артефакты из скифо-сакских курганов можно увидеть на выставке в Астане. Останки животных, конские снаряжения, восстановленные облики древнего человека, золотые и бирюзовые украшения будто возвращают посетителей на 2500 лет назад. Сложно представить, но наши предки уже тогда были искусными мастерами, владели уникальными технологиями, исполнение которых невозможно даже при нынешних возможностях.
Некрополь долготы
Более сотни курганов в местности под названием Берель хранили в себе останки древних людей, которые, по предположениям ученых, могли быть правящими особами или представителями родовой знати.
"Загадочный народ, просуществовавший на исторической арене недолго. Они внезапно появляются и также внезапно исчезают. Их следы на территории Казахстана были замечены впервые в прошлом году. Это останки погребенных людей этого времени, которые пристроены были к сакским курганам более раннего периода. Они видимо тем самым хотели подчеркнуть причастность к культуре предшествующих людей", — отмечает руководитель археологической экспедиции, доктор исторических наук Зейнолла Самашев.
Следующими сотрясающими землю набегами были ранние тюрки − период их существования обозначается как раннетюркский. По версии ученых, опирающихся на китайские письменные источники, этот древний народ захватил сяньби-жужаней и вытеснил их с подножия Алтая примерно в V-VI веках нашей эры. Считается, что именно кровь древних тюрков течет в венах нынешних казахов.
Тайны холодильника
Во время раскопок Берельских курганов археологи обнаружили уникальные захоронения, которые даже по прошествии двух тысячелетий хорошо сохранили органику. Древние тюрки смекнули, что суровые климатические условия могут сыграть на руку, но могли ли они тогда представить, что будущие поколения будут ломать головы в разгадках их "высоких" технологий.
"В одном из курганов мы обнаружили остатки мяса, которые позже скормили собакам. Удивительно, но ничего с животными не произошло", — отмечает Самашев.
Дело в том, что древние захоронения содержали так называемую линзу мерзлоты, создавая ее искусственно.
"Понимаете, на высоте над уровнем моря 1 120 метров природная мерзлота отсутствует. Она образуется на высоте 2 600-2 800 метров. А здесь, видимо, они владели какой-то технологией и умели создавать искусственную мерзлоту, то есть использовали этот механизм для сохранения в нетленном состоянии тел своих забальзамированных вождей. Такая технология захоронения характерна только для Алтайской горной системы. Казалось бы, Тянь-Шань — более высокие горы, но там подобных захоронений не встречается. Кроме того, это, видимо, была и культурная традиция", — говорит археолог.
Понимая климатические особенности предгорья Алтая, древние люди обращали его в пользу. Но при этом учитывались и другие факторы. К примеру, создавался курган с определенными параметрами наземной конструкции из крупнообломочных пород и определенного диаметра не менее 20-30 метров. Потом глубина захоронения − от четырех до семи метров. И обязательно должен был быть плотный слой почвы, в частности, глинистый, для сохранения холода и льда.
"Если осень холодная, снежная зима, то холод концентрировался в могиле. За летний период, который в предгорьях Алтая достаточно короткий, этот холод не успевал оттаивать. Эти особенности местности они знали и использовали для своих целей. За счет этого для некоторых курганов, особенно царствовавших особ, создавались искусственные условия ", — поясняет Самашев.
По образу и подобию
После долгих и изнурительных археологических работ за дело берутся художники и реставраторы, которые воссоздают и восстанавливают буквально по крупицам древнюю культуру кочевников.
Реконструкцию коня начали в прошлом году. На первом этапе восстановительных работ художник создавал научно-графическую реконструкцию, рисовал эскизы и утверждал их. А уже в этом году придал древним находкам максимально приближенный к реальному облик.
"Соблюдены технологии, которыми обладали сами сакские мастера. Сначала они вырезали из дерева, после покрывали изделия золотой фольгой. Точно также и я делал. Сама маска состоит из войлочной основы, покрытой кожей и также золотой фольгой. Рога также в оригинале сделаны из дерева и покрыты фольгой. Буквально вся технология повторена", — рассказывает реставратор.
Как отмечает Алтынбеков, сохранность артефактов частичная, но даже на фрагментах видны изображения сцен сражений мифических рогатых козлов, нанесенных на кошму или кожу. В работе с материалами ему помогала художница-прикладница и супруга Раимгуль Ахметжанова, которая уже много лет владеет казахским традиционным искусством валяния войлока.
"Все, что мы видим в войлочном казахском прикладном искусстве, применялось еще 2,5 тысячи лет назад. Та же окантовка нитью, но у казахов – орнаменты, а у саков — образы мифических животных. Седло также повторили с тем же нагрудником, подхвостником. Характерны для сакского периода и небольшие щиты, исполнение из кожи и деревянных прутьев. Щит кочевников был небольшой, держался в кулаке и давал большую амплитуду для защиты, в отличие от щитов оседлых народов, которые держали на предплечье и принимали в основном прямые удары. Щиты саков были предназначены для парирования ударов", — продолжает собеседник.
Он также поясняет, что найденные археологами останки конского снаряжения могли принадлежать к родовой знати, а может и предводителю рода. "Это были церемониальные или ритуальное кони. Мы до конца еще не знаем, почему использовали рога архара, и причем тут грифон. Но ученые постепенно исследуют, докапывают, и, может быть, до конца раскроем историю древних саков", — говорит Алтынбеков.
Реставратор отмечает, что за время работы над реконструкцией не переставал восхищаться мастерством древних людей.
"Я постоянно удивлялся тому, насколько было совершенно мастерство древних мастеров. Я, имея современные технологии и инструменты из высококачественной стали, вырезая из дерева, мог сломать или не так порезать. А они две с половиной тысячи лет назад, имея в руках простой железный инструмент, так красиво вырезали эти изделия. Их искусство стилизации также поражает. Удивляет, насколько должна была быть школа мастеров, их талант и воображение. Знаете, понятия прогресса в истории и культуре, на мой взгляд, трудно применимо. Невозможно назвать что-то искусством, а другое культурой какой-то отсталой. Считается, что культура нашего времени более развитая, но технологии, которые они применяли в древности, не всякий наш тот же ювелир может повторить. Их цивилизация в культурном отношении была очень высокой", — подчеркнул реставратор.
В настоящий момент археологические работы продолжаются у курганов Береля. Буквально недавно исследователи древности обнаружили сенсационную находку, которую сразу же назвали "сакской амазонкой".
"Сейчас мы работаем над погребением женщины, которое сильно было разграблено. Сохранилось подобие казахского саукеле, обрывки шубы и соответствующие очень красивые украшения. Захоронение примерно III-IV века до нашей эры. Когда было разграблено погребение, доподлинно неизвестно, но существует несколько версий. Грабили с целью осквернения, для добычи драгоценностей, и третья, очень интересная версия: разграбление погребения человека входила в общий ритуал переходного обряда", — не раскрыв подробностей, завершил беседу руководитель экспедиции Зейнолла Самашев.