АСТАНА, 6 авг — Sputnik, Дмитрий Косырев. Хочу предупредить сразу: вам поначалу покажется, что я развлекаю вас пустяковыми историями из жизни далеких голливудских и прочих звезд, которые курят. Нет, разговор постепенно станет серьезным, не боюсь этого слова – глобальным по полету мысли. Более того, одной колонкой дело не обойдется, беседа будет с продолжением.
Итак, весной у антитабачных сил был очередной траур. По соцсетям пошли кадры, на которых юные звезды Голливуда и прочего гламура… и какие − Белла Хадид (модель Nike) или Дакота Джонсон ("Оттенки серого") сидят в туалете на полу (на вид чистом) в вечерних платьях, вырвавшись на пять минут со знаменитого Мет-гала. Числом вроде как шестеро. И курят. В нарушение каких-то там запретов.
Ну и что, скажете вы. Ну, курят девочки. Так это в наших краях такое – нормально. А у них не совсем. У них это было землетрясение. Конец эпохи.
Хорошо, скажете вы – и что? А еще 50 звезд не курят. Какое нам дело.
А дело такое, что курить – там, у них – снова стало модно. Модно бросать было в 80-е годы. В конце 90-х эту волну попытались оседлать антитабачные фанатики, приписав себе все "заслуги". А сейчас выясняется, что мода – она и есть мода. Приходит, уходит, возвращается. Помнится, чуть не на первом моем табачном побоище в эфире кто-то из российских фанатиков попытался утешить меня с грустным вздохом – мировая тенденция, смирись, гордый человек.
Конечно, звезды – они творческие, то есть нервные и вообще особые люди. Но модно курить стало и в чуть менее гламурных кругах. И вот репортаж из модного места. Нэйви-бич в Монтауке, штат Нью-Йорк. Тапочки от Гуччи, массажные столы, коврики для йоги, публика – между 20 и 30 годами. Все увлечены заботой о своем теле и духе. И все курят.
Вывод автора, даже не вывод, а просто констатация: новое молодое поколение снова курит. И он сразу же напоминает о данных, которые вызвали очередной горестный вой антитабачников в начале этого года. Между 2010-м и 2016 годом число "курящих сцен" в американском кино выросло на 72%.
А ведь антитабачный заговор подразумевал, что надо запретить курение на экране, чтобы "дети и не знали, что взрослые курят" (и прочий бред). Но кино должно быть хоть минимально похоже на жизнь, иначе оно сдохнет. Вот Голливуд и следует жизни (в своем, конечно, стиле).
Происходящее, знаете, на что похоже? На то, как обломился американский "сухой закон" в 1933 году (хотя в каких-то штатах он все не умирал вплоть до послевоенной эпохи). Но заметим, что обратно, к "нулевой точке", ничто в этом мире не возвращается. Похоронив труп "сухого закона", американцы пили уже не так, как раньше. Они стали пить вкуснее, стали больше ценить то, что у них хотели отнять, и что они отвоевали в борьбе. Они начали очень хорошо разбираться в напитках. Калифорнийское вино почти мгновенно прошло путь от посредственного до (местами) великолепного.
Вот и сейчас на Нэйви-бич курят не все подряд, а особые сигареты из "органического" (выращенного без удобрений) табака, завернутого в невесомую бумагу прекрасного качества. Курят понемножку – да, так сейчас модно.
Отвлекусь на личное: я знал, что волна пойдет в обратную сторону (она всегда туда идет). Знал в том числе и потому, что изучал историю "сухого закона". И, присоединяясь к нашему только-только тогда создававшемуся Движению за права курильщиков в 2013-м году, я попросту цинично использовал свои знания для того, чтобы оседлать волну, которую тогда мало кто видел. И вот вам – начало конца, или продолжение начала.
Но в данном случае это не папа на ватиканском балконе, а Дакота Джонсон на полу туалета. Ну, тоже неплохо.
О чем будем говорить дальше, в том числе в будущих колонках: о том, что это такое было – антитабачная кампания. То есть она далеко еще не погибла, но выводы уже делать можно. Например, о роли США – оттуда пошла антитабачная кампания.
И – о поколениях. Что было не так с людьми постарше, которые покорились и поверили фальсификаторам. Еще о том, что такое элита общества, и какая у этой элиты должна быть ответственность перед обществом.
То же и насчет охоты за курильщиками. Хотя это попросту две кампании-близнеца – не по части костров, зато по части коллективного мышления, коллективного идиотизма, агрессии как метода управления толпой и во многом другом.