АСТАНА, 12 июл – Sputnik, Баубек Коныров. Что такое бивуак на ралли-рейдах может себе представить не каждый. Это не просто место, где гонщик может выспаться, но и своего рода островок, в котором механик займется починкой разбитой машины, гонщик посетит врача, запишется на массаж и даже позволит себе выпить вина.
После сотен километров бездорожья и торжественной встречи на городских дорогах Астаны участники прибыли в бивуак. Позади непростой этап, где были сходы и крупные поломки. Для дилетанта может показаться, что это на руку, так как теперь нет некоторых из конкурентов. С другой стороны, борьба теперь будет плотнее.
Казахстан на ралли "Шелковый путь" в нынешнем году представляют команды Astana Motorsports во главе с Артуром Ардавичусом и дебютанты Aktau Motorsport в составе пилота Кирилла Черненкова и штурмана Алексея Муна. По словам опытного Ардавичуса, еще рано говорить о гонке, потому что все только начинается.
"Прошло лишь несколько этапов, а впереди еще 11 самых сложных. У нас по пути были постоянные холмы, между ними промоины, каналы, русла. Было очень скользко, половину участка машина прошла боком. Пока я не смотрю результаты гонки, делаю свою работу. Можно строить планы, смотреть, кто впереди, но это ничего не говорит. Будет большая перестройка турнирной таблицы, будут еще сходы. Нам бы удержаться, потому что я не знаю, что нас ждет впереди", — поделился своими мыслями с журналистами Ардавичус.
Возможно, этап был трудным еще и потому, что в этом году команда вышла с новой машиной, разменяв МAN на IVECO Powerster — автомобиль-победитель последнего "Дакара".
"Этот автомобиль Жерар ле Рой (известный ралли-гонщик — прим. авт.) строил под себя, свое тело и свою манеру пилотирования. Я сел в грузовик, который строился не для меня, не под мой стиль вождения. С этими мощностями, эргономикой, весами, подвеской еще надо разобраться. Сначала адаптируюсь, проникнусь в автомобиль, а потом буду "строить" под себя", — рассказал пилот команды Astana Motorsports, отвечая на вопрос о смене транспорта.
По его словам, формат этой гонки немного другой по сравнению с "Дакаром", где им удавалось больше поспать. "Эта гонка очень жесткая, она испытывает людей. Почему начались сходы, поломки? Нужно ехать быстро и не ошибаться, а когда накапливается усталость, недосып, реакция теряется. Одна ошибка может "смазать" всю гонку", — объясняет казахстанский участник.
Параллельно в это же время неподалеку видим запачканные грязью грузовики. Тут и там суровые мужчины в спецовках проверяют каждый узел на огромных тягачах, которые умудряются на больших скоростях нестись сквозь степь.
Как оказалось, у машины за весь цикл гонки все агрегаты меняются раза два-три. Хоть и транспорт на участке выглядит всегда одинаково, но в перерывах между ними всегда что-то из части техники меняется за ночь. Есть и более быстрые замены. Например, на замену 168-килограммового баллона группа тратит восемь минут. Несмотря на то, что это гонка, у участников есть скоростные "границы" – во время прохождения маршрута запрещается превышать лимит в 140 километров в час.
Такой грузовик с множеством отсеков (на фото выше – прим. авт.), где хранятся запасные части, называют "техничкой". Каждый подобный агрегат на колесах прикреплен к одной боевой машине. Это своего рода железный помощник, в котором есть все, чтобы восстановить в кратчайшие сроки автомобиль. По понятным причинам, они не проезжают спецучастки, едут по простой трассе общего пользования, однако есть одно условие – во что бы то ни стало техперсонал должен добраться до места очередного бивуака раньше гонщиков.
Чешский участник (на фото выше) Мартин Коломы – победитель четвертого этапа. По словам Ардавичуса, он — "король" и самый быстрый человек на скольких грунтах. В 2011 году Мартин попал в очень серьезную аварию на Дакаре, у него был сломан позвоночник. Несмотря на травму, через пять месяцев, надев корсет, он вернулся в гонку.
Далее нас познакомили с японским участником Терухито Шугаварой. Он, можно сказать, представитель династии гонщиков. Его отец Йошимаса проехал 35 Дакаров и всегда представлял марку Hino. Сегодня аксакалу раллийных гонок 76 лет и он до сих пор в строю, однако гонку "Шелкового пути" возрастной японец предпочел пропустить. По словам Артура Ардавичуса, Йошимаса не самый быстрый, но самый стабильный участник ралли, который всегда доезжает весь маршрут до конца.
Звезды мирового ралли-спорта, самые титулованные участники Сириль Депре и Стефан Петрансель разбили свои машины на спецучастке. На момент съемки группа механиков заново собирала автомобиль. Как правило, к утру, когда пилоты проснутся, машина будет готова к новому дню гонки.
По словам казахстанца, статистика трагических случаев не ведется, однако каждый год они с кем-то прощаются. "Этот год очень плохо начался. Мы уже потеряли несколько человек… Трудно сказать, почему люди выходят на трассу, рискуя жизнью. Я, например, идейный парень, для меня это привычкой стало, а когда начинаешь, то азарт приходит", — объяснил Ардавичус.
Но есть и позитивные стороны. "Шелковый путь" − единственная гонка, где есть активный центр. Если участник не занят более важными делами и решением проблем, может прийти в такое место, чтобы на время отвлечься от напряженной гонки. Как оказалось, врачи, работающие в ралли-рейдах, рекомендуют пилотам бокал вина каждый день после финиша, но с условием непревышения нормы.
В целом меню пилотов на ралли-рейде совсем не похоже на то, что принято считать здоровым питанием. На глаза попались мясо на гриле, мороженое, энергетики и прочие сладкие газированные напитки. Такой особенности есть простое объяснение — участникам ралли-рейдов требуется выносливость, так как далеко не каждый сможет выдержать восемь-девять часов езды по бездорожью с тряской и ухабами. Поэтому всегда важна сытная и калорийная пища перед стартом.
Сегодня 12 июля стартовал очередной этап Астана − Семей. Завершится казахстанский маршрут ралли этапом Семей − Урджар 13 июля. Из Восточно-Казахстанской области "Шелковый путь" отправится в Китай, где участникам предстоит добраться до финиша в древний город Сиань 22 июля.