Sputnik, Алексей Стефанов
В пятницу в Москве с Красной площади красочным парадом стартовал международный ралли-марафон "Шелковый путь", который свяжет Россию и Китай через Казахстан. Организаторы обещают, что это ралли станет самым зрелищным, а маршрут — самым длинным в истории "Шелкового пути".
Грузовики, внедорожники и багги — всего около 90 экипажей — преодолеют расстояние почти в десять тысяч километров за две недели и финишируют 22 июля в китайском городе Сиань. Самым ярким участком трассы станет штурм азиатской пустыни Гоби — она, как и в прошлом году, станет украшением маршрута.
Прежде чем колонна из грузовиков и внедорожников тронулась из сердца Москвы в дальний путь, абсолютно все участники гонки, в том числе сервисные экипажи и пресс-кары, съехались на территорию Олимпийского комплекса "Лужники", где прошли строгую техническую проверку и продемонстрировали, что их автомобили соответствуют техническому регламенту.
Издалека громадная территория спорткомплекса "Лужники", отданная под парковку спортивных автомобилей, напоминала яркую разноцветную картину — территорию поделили на зоны, которые заняли команды разных стран. Самыми яркими стали, пожалуй, три участка с грузовиками. Красным цветом выделялась белорусская команда "МАЗ-СПОРТмастер", синим — российская "КамАЗ Мастер", а зеленым — голландская команда Petronas De Rooy Iveco, одну из машин которых пилотирует капитан команды Astana Motorsports Артур Ардавичус.
Из Минска за победой
Пожалуй, самым ярким пятном среди разноцветья автомашин самых разных марок была "красная" команда Минского автомобильного завода.
Он рассказал, что к этой гонке каких-то серьезных новшеств механики вводить не стали, потому что "на сегодня машины конкурентоспособны, а какие-то непроверенные новшества могут только навредить".
"Мы постарались сохранить все плюсы наших машин, устранив мелкие недочеты, которые могут вызывать у экипажа неудобства во время соревнований. Постоянно ведем работу на улучшение машин — и внешнего вида, и технических характеристик, и условий работы экипажа, чтобы им можно было работать во время соревнований как можно комфортнее, потому что это труд очень сложный", — отметил Пацкевич.
"Примечательно, что нашей дебютной гонкой в 2010 году, когда мы стартовали впервые, было именно ралли "Шелковый путь". Тогда мы ехали одной машиной, а сейчас − тремя, плюс четыре машины техподдержки, которые в отличие от спортивных машин едут по дорогам и встречаются с экипажами только на биваках (расположениях на ночевку — ред.). И на сегодняшний день, может очень громко скажу, мы стали одной из самых сильных команд мира. На прошлом "Дакаре" заняли шестое место, а если смотреть по маркам автомобилей, то пропустили вперед только "КамАЗ" и Iveco. И хотя зачета по брендам и маркам не проводится, можно сказать, что мы были третьими", — подытожил Григорий Пацкевич.
Под началом руководителя команды Беларуси Сергея Вязовича команда из 31 человека. Двадцать пять из них — профессиональные спортсмены, шестеро прикомандированы от завода.
Побывать в Урджаре — на родине мамы
Пилота и менеджера экипажа Astana Motorsports Артура Ардавичуса Sputnik застал в зеленой зоне парковки. На одном из грузовиков марки Iveco c голландскими государственными номерами красовалась вывеска Astana, а среди фамилий членов экипажа значилась фамилия этого известного казахстанца. Вместе с ним в команде значились штурман Серж Брункенс из Бельгии и механик Мишель Хусман из Голландии.
При этом Ардавичус признал, что в этом есть и свои плюсы — за свою карьеру он уже испытал грузовики нескольких марок — "КамАЗ", Tatra, MAN, а теперь Iveco. И у него есть идея пройти ралли на всех марках грузовиков, после чего сделать глубокий анализ всех машин. Похоже, на сегодняшний день он единственный в мире спортсмен, знающий о стольких автомобилях изнутри.
"В 2008 году я выиграл Кубок мира в категории "продакшн". После этого пересел на грузовики, и самым лучшим моим достижением стало третье место на ралли "Дакар" в 2013 году. Как раз на "КамАЗе". А еще несколько этапов Кубка мира я был первым в категории грузовиков", — рассказал о себе Ардавичус и признался, что это ралли для немного больше, чем спорт.
"Я очень хочу посетить этот детский дом, поскольку никогда там не был. Мама туда периодически ездит, а я из Алматы так ни разу и не добрался. И я тоже хочу в этом году оставить там частичку своей души", — сказал Ардавичус.
А еще он рассказал о происхождении своей литовской фамилии: "Мой папа литовец, бывший военный. Встретил в Алматы маму-казашку и случилась любовь…".
Из Актау в Сиань через Москву
Еще одна казахстанская команда на ралли "Шелковый путь" представляет город Актау. Четверо энтузиастов, работающих в самых разных сферах, собрались вместе, купили внедороджник Nissan Patrol и стали участвовать в ралли.
Свой внедорожник они приобрели несколько лет назад у казахстанского гонщика Дениса Березовского.
"Это машина чемпионская, в 2015 году на чемпионате мира Денис на ней взял первое место ", — рассказал о внедорожнике второй член экипажа Алексей Мун. И добавил, что в ралли не всегда помогает скорость — важно продумать стратегию, не спешить, не зарабатывать штрафы и тогда можно показать очень неплохой результат.
"Зачем нам это нужно? Мы хотим показать себя, наработать опыт, и когда-нибудь начать получать деньги от спонсоров, чтобы из любителей переходить в профессионалы. Эти ралли заряжают такими эмоциями, таким адреналином, что оказавшись однажды на трассе, хочется преодолевать препятствия вновь и вновь", — сказали в один голос начинающие спортсмены.