Архитектор: генплан Целинограда - один из лучших в мире

© Sputnik / Асем МиржекееваАрхитектор Василий Тоскин
Архитектор Василий Тоскин - Sputnik Казахстан
Подписаться
Спустя годы известный в Казахстане архитектор Василий Тоскин вспоминает, с чего для него начала строиться столица Казахстана - Астана.

АСТАНА, 6 июл – Sputnik, Асем Миржекеева. Спустя годы известный в Казахстане архитектор Василий Тоскин вспоминает, с чего для него начала строиться столица Казахстана — Астана.

Астана Ишим набережная - Sputnik Казахстан
Город был тихий, как сон: Астана 20 лет назад глазами переселенцев
Дворец "Жастар" — грандиозная стройка в советское время, записи в блокноте под грифом "секретно", проекты невысоких зданий, позже превратившиеся в высотки. Зодчий помнит каждую деталь, которую однажды, благодаря буйству фантазии, изложил на бумаге: многое было учтено при строительстве столицы, а чему-то не нашлось места в генеральном плане главного города страны.

Почти всю свою жизнь Василий Тоскин посвятил Астане. Приехав в тогда еще Целиноград в начале 70-х годов, он так и не смог разлучиться с этим городом. Отстраивая главный город Целины, будучи молодым специалистом, архитектор даже представить не мог, что однажды его созидательный труд станет достоянием столицы XXI века.

© Sputnik / Асем МиржекееваЦелиноград
Целиноград - Sputnik Казахстан
Целиноград

Город целины и Хрущева

"Начинал я в Омске и в Москве, а здесь я состоялся", — говорит специалист.

Дворец молодежи в Целинограде - Sputnik Казахстан
Целиноград vs Астана: любимый город тогда и сегодня
Василий Тоскин родился в Целиноградской области, учиться поехал в Новосибирск, а работал в Москве и Омске. Его величество случай распорядился так, что Тоскин вернулся в родной город.

"Когда я был в Москве, один великий зодчий сказал другому великому зодчему, что я из Целинограда, и мне предложили вернуться. Я с удовольствием поехал, потому что это грандиозное событие. К тому же я тогда встречался с девушкой, которая меня ждала в Целинограде", — с улыбкой отмечает собеседник.

Первый проект — Дворец молодежи — на момент возвращения Василия Тоскина в Целиноград уже несколько лет был заморожен. В 1972 году постановлением ЦК КПСС решат возобновить строительство. Позже нынешний Дворец Жастар станет всесоюзной стройкой, а через несколько лет его назовут лучшим и удостоят Госпремии СССР.

"Для города когда-то был Дворец Железнодорожников знаковым зданием, следующий — Дворец Целинников, Дворец Молодежи, потом — центр. Дворец пионеров — уже мой проект, реализацией которого я очень доволен. На определенном этапе он был признан лучшим объектом в Союзе. Редчайший случай, когда Госархстройконтроль Союза выставил на государственную премию объект. Такой люстры, как там, нет больше нигде. Это был один из самых экономичных проектов за счет архитектурного решения", — вспоминает Тоскин. 

© Sputnik / Борис Кавашкин / Перейти в фотобанкУ Дворца молодежи в городе Целинограде
У Дворца молодежи в городе Целинограде - Sputnik Казахстан
У Дворца молодежи в городе Целинограде

Целинному краю в то время предавалось большое значение. Грандиозное освоение целинных и залежных земель, а как следствие и массовая стройка.

"Как-то в Москве мне встретилась интригующая надпись в пояснительной записке по Целинограду — "рассматривать как столицу государства". Красным карандашом была написана в 1964 году. Генеральный план Целинограда разрабатывался еще при Никите Хрущеве. Он лично приезжал сюда. В 90-е я поехал в Москву и хотел найти эту пояснительную записку, но не нашел этих материалов. Тогда же не было такого, чтобы сфотографировать. Теперь мне можно верить, можно не верить", — рассказывает архитектор.

© Sputnik / Асем МиржекееваАрхитектор Василий Тоскин
Архитектор Василий Тоскин - Sputnik Казахстан
Архитектор Василий Тоскин

От Целинограда до Астаны

О том, что в скором времени маленький, почти захолустный городок станет столицей страны, Василий Филиппович Тоскин узнал одним из первых. Он до сих пор хранит блокнот, в котором черным по белому написаны первые ценные указания, приходившие по этому поводу "сверху".

"Я тогда был главным архитектором области. В силу моей должности ко мне она (новость об Астане — прим.) пришла раньше, чем многим другим. Меня привлекли к этому, когда еще никто ничего не знал. У меня где-то даже сохранились документы "особой секретности", — перелистывая пожелтевшие от времени страницы записной книжки, архитектор показывает на дату — 31 мая 1993 года. Он же о переносе столицы из Алматы в Акмолу узнал еще годом раньше.

По словам зодчего, перенос столицы в Астану обоснован, с точки зрения геополитического расположения.

"Мы находимся в таком месте, которое будет развиваться, хотим мы этого или нет. Чикаго, Новосибирск и Целиноград — три города, которые имели прирост населения в год равный или превышающий 300 тысяч человек. Больше таких нет. Это геополитическое место. Связь Азии с Европой. Неслучайно вопросы Сирии рассматриваются здесь. Я этой темой занимался, когда был молодым, и не думал тогда, что пройдет время, и я об этом буду рассказывать молодому журналисту", — отмечает архитектор.

Интересно, что перенос столицы приравнивается к чрезвычайной ситуации в стране и для этого проводятся все необходимые мероприятия, как при ЧС. Какие именно, архитектор не стал рассказывать.

Астана, архивное фото - Sputnik Казахстан
Назарбаев о переносе столицы: депутаты думали, что я шучу
"Комиссию по передислокации вначале возглавлял министр ЧС, потом — Госстрой. Передислокация — это такое ЧС. Сейчас некоторые моменты смешными кажутся, но тогда это было очень серьезно. Вначале одну схему города делали, потом все пошло по-другому. Мне довелось докладывать главе государства. Я докладывал разные варианты", — поясняет Василий Филиппович.

"Строить левобережье в инженерном отношении было гораздо сложнее. Местность болотистая, повышенная кислотность, агрессивная среда. У нас вообще везде грунтовые воды. Но специалисты нашли инженерные решения по защите от грунтовых вод. Теперь город развивается, вопреки всему. Была возможность нам дана, с этой задачей мы справились частично", — рассказал архитектор.

По его словам, столица Астана — это великолепный коммерческий политический проект.

"Город-миллионник будет и полуторамиллионником", — уверен Тоскин.

Личное мнение

- Вы жили сначала в Целинограде, а потом в Акмоле. Как отнеслись к переносу столицы в ваш город?

Нормально отнесся.

- А сколько построили в Астане? Можете сказать число объектов, которые лично вы создали?

Я не считал, сколько построил по Астане. Когда занимался дворцом, после этого ушел в ГПИ "Целингорсельпроект", потом стал главным архитектором института. Практически весь старый город так или иначе проходил через меня.

- Наверняка взгляд архитектора всегда критичный. Спустя годы, как вы смотрите на новую Астану? Хотели бы что-то изменить?

Я вижу это с другой стороны. Я участник этого в той или иной степени, поэтому мне что, себя ругать? У города, получается, сейчас очень хорошие руки. Генеральный план Целинограда — это один из лучших генеральных планов в мире. Если я вам возьму и покажу книгу "Города мира", там четко и ясно об этом написано. Этот генплан — один из немногих в мире, который был разработан в полном объеме. Над ним работал весь Союз. Сам город хороший, у людей осталась ностальгия по Целинограду. Значит, город имел свое лицо и свою атмосферу.

© Sputnik / Асем МиржекееваЦелиноград
Целиноград - Sputnik Казахстан
Целиноград

- Как вы относитесь к тому, что некоторые объекты, которые вы проектировали, сносятся или подлежат капитальной реставрации?

Мы не ценим того, что было. Гостиница на Абая была признана лучшей в Союзе. Во что превратился этот ресторан — в позор столицы. Нельзя, чтобы владелец решал, что и как должно быть. Это печально, что из-за одного человека объект города имеет потом неприглядный облик.

- Жители столицы постоянно на узкие дороги в Астане, считая, что их можно было сделать шире. Могли?

Архивное фото монумента Байтерек - Sputnik Казахстан
День рождения Астаны: как рождалась столица
Все вопросы, которые обсуждают обыватели, для меня известны. Нужно ценить старый и новый город. Совсем не надо расширять дороги. Все великолепно разбираются в медицине и архитектуре, но двум специальностям не учат заочно — медицине и архитектуре. Мы создаем пространство, объемы. Всегда есть исполнитель. Чтобы говорить о транспорте, нужно говорить о социальном устройстве общества. Транспорт начинается со двора. Почему, покупая машины, никто не задумывается, куда будет ставить их? Проблема транспорта не в ширине проезжей части улиц, а в организации транспортной системы города, ее совершенствование и соблюдение, нами жителями этого города, правил этой системы. Мы живем в своем дворе и сами себе создаем плохие условия. Почему у нас все балконы застеклены? Это невежество, нарушение пожарной безопасности и прочего, этого нельзя делать. В любой европейской стране, если вы построили на собственном участке, начали ремонт, не согласовав с архитектурной полицией, вы будете платить большой штраф. А мы еще этого не делаем

- Город буквально топит после дождей и снова мы ругаем власти, что неправильно произвели расчеты.

Дело не только в расчетах, сколько в реализации системы ливневой канализации. У этой проблемы есть много объяснений. Есть определенная очередность реализации разделов любого генплана. С ливневкой часть не реализована. Ливневка строится и реализуется, но когда затапливаются те или иные районы или участки города – это не нормально. Со временем все решится. Точно так же, как и с транспортом. Ширина магистрали старого города могла пережить любую столицу, потому что все советские города были с гипертрофированной системой инженерных коммуникаций. Мало того, в Целинограде была предусмотрена транспортная коммуникация в несколько этажей и реализована частично только на Мира, где бетонка и асфальт. После Целины денег не хватило. Город постепенно будет реконструироваться. Сейчас последний генплан разрабатывается местными высокопрофессиональными архитекторами. Так или иначе, мне доводится участвовать в этом процессе. Мои коллеги знают, видят и стараются решать эти проблемы, на стадии проектирования и реализации.

Мы знаем и видим проблемы, правительство тоже знает.

- Какая динамика развития у Астаны, на ваш взгляд?

Город развивается хорошо и интересно. Меня больше всего тревожит очень слабый уровень строителей, отечественных строителей. Есть хороший уровень, но он мал для этого города. Из моих проектов, последний проект, который реализован так, как я хотел, — это Дом пионеров. Все остальное не реализовано так, как я хотел. Это очень слабый уровень наших и не только наших строителей. Мы построим и через некоторое время перестраиваем.

© Sputnik / Асем МиржекееваЦелиноград
Целиноград - Sputnik Казахстан
Целиноград

- А молодые архитекторы?

Хорошо оцениваю. Я как бы убережен от одной участи: не дружу с компьютером и делаю все вручную. У меня есть команда, которую я каким-то образом учу. Компьютер в свое время не освоил, а сейчас лень.

- Все ли проекты, которые вы создали, появились на карте Астаны?

Нет, не все. Но я не переживаю по этому поводу. Я уверен, что создам еще, и эти проекты будут гораздо лучше.

Лента новостей
0