АСТАНА, 29 июн — Sputnik, Баубек Коныров. В интервью Sputnik Казахстан заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев рассказал о новых мерах по борьбе с коррупцией, "островках" в стране, где ее нет вообще.
- Алик Жаткамбаевич, в одном из своих выступлений Вы обратили особое внимание на проблему искоренения бытовой коррупции. Что Вы имели в виду, насколько актуальна эта проблема, и как она будет решаться в сегодняшних условиях?
- Да, это действительно так. Мы отошли от борьбы с последствиями коррупции, и обращаем особое внимание на выявление и устранение причин, условий коррупционных проявлений. Карательные меры применяются исключительно в тех случаях, когда уже не действуют антикоррупционное просвещение и профилактика.

С другой стороны, многочисленные, неоправданно усложненные бюрократические процедуры, волокита, низкий уровень менеджмента и равнодушие персонала учреждений социальной сферы к конкретному человеку побуждают его к таким сделкам с совестью, по сути, противоправным деяниям. Это улица с двусторонним движением.
- Можно ли назвать несколько примеров, объяснив, чем опасна бытовая коррупция?
Чем глубже и шире такие явления проникают в наш быт, тем больший урон они наносят моральным устоям общества. Привычка решать любые вопросы за счет подношений ведет к моральной деградации. Аморальные, по сути, явления становятся нормой поведения, не встречают порицания. Это я и имел в виду, когда говорил о бытовой коррупции. Решать эту проблему необходимо в двух плоскостях.
- Может быть, есть уже результаты?
— Первые обнадеживающие результаты есть. Так, по данным Transparency International, в последние годы в Казахстане более чем на 25% сократилось количество людей, дававших взятки. Результаты социологического исследования, проведенного институтом "Общественное мнение" в 2016 году, свидетельствуют о том, что сегодня 73% казахстанцев выражают доверие антикоррупционной политике государства, а 53% готовы внести личный вклад в работу по снижению уровня коррупции в обществе.
Другой пример – в поликлиниках можно выделить определенное время для приема граждан, нуждающихся в получении справки, а не заставлять их стоять в общих очередях. Если, не выходя из дома, можно будет получить электронную версию нужного вам документа, государственную услугу, не будет смысла обращаться к чиновнику, общаться с ним в реальном режиме.
- И все-таки как будет реализовываться принцип "не давать и не брать взяток", который, как Вы говорили, должен стать мантрой для каждого казахстанца?
— Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Могу только добавить, что мы не стоим на месте. Наряду с масштабной работой по превенции коррупции совершенствуются государственные инструменты уголовного преследования лиц, совершивших коррупционные преступления. Сегодня риск разоблачения лиц, решившихся бросить вызов государству, является несравненно более высоким, чем 10-15 лет назад. Об этом мы прямо говорим в ходе многочисленных встреч со служащими и работниками различных учреждений и организаций. Это существенный сдерживающий фактор, одно из важных условий внедрения принципа "не давать и не брать взятки".
Важно, что в работу по противодействию коррупции, в наши проекты по развитию гражданского контроля вовлекается все большее число неравнодушных казахстанцев и общественных организаций. Благодаря этому мы запустили работу общественных омбудсменов и мобильных групп, осуществляющих оперативный прием граждан. Пусть пока скромные, но конкретные результаты уже есть. Так, за недолгое время реализации проекта "Общественный мониторинг государственных закупок" установлены факты завышения цен государственными органами на сумму около 125 миллионов тенге. Эти и другие инициативы мы рассматриваем как начало большой работы по объединению усилий государства и общества в искоренении коррупции.
- Тогда вопрос в продолжение темы. Расскажите подробнее о Дорожной карте, которую вы разработали совместно с "Атамекеном" (национальная палата предпринимателей "Атамекен" — прим.)
Мы впервые организовали и провели форум предпринимателей по вопросам противодействия коррупции, одним из главных результатов которого стало принятие Дорожной карты по устранению коррупционных рисков в 16 сферах, где выявлены наиболее высокие административные барьеры.
На сегодняшний день проведен анализ коррупционных рисков в сферах здравоохранения, сельского хозяйства, архитектуры и градостроительства, государственных закупок, таможенного и налогового администрирования, земельных отношений и развития предпринимательства. Выявленные коррупционные риски связаны в основном с несовершенством процедур оказания государственных услуг, наличием дискреционных полномочий в нормативных правовых актах и конфликтом интересов. Для их устранения в адрес уполномоченных государственных органов направлены соответствующие рекомендации. Мы вместе будем добиваться соответствующей реакции и результатов. Из числа указанных рекомендаций 64% связаны с пробелами в законодательстве, остальные касаются различных проблем организационно-управленческого характера.
- Ранее много говорилось о материальном поощрении тех, кто информирует антикоррупционные органы о фактах злоупотреблений чиновников. Например, в Республике Корея размер такого вознаграждения доходит до 10 процентов от суммы, определяющей размер коррупционного инцидента. Сколько человек обратилось в агентство, какая сумма им была выплачена?
Следует сказать об инициативах неравнодушных граждан. Так, членом специальной мониторинговой группы, известным общественным деятелем и видеоблогером Танирбергеном Бердонгаровым на личном канале видеохостинга Youtube запущена акция — за зафиксированные на видео факты коррупционных преступлений им установлены денежные вознаграждения от 10 до 30 тысяч тенге. Аналогичная акция начата председателем АО "Первый антикоррупционный медиа-центр" Толегеном Байгуловым, который за сообщение о фактах нарушения законных прав граждан установил поощрение в виде начисления двух тысяч тенге на счет мобильного телефона. Вся поступающая информация передается в антикоррупционную службу для принятия соответствующих решений.
О фактах коррупции любой гражданин может сообщить в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции на единый для всей республики телефонный номер 1424. С 1 июня текущего года Call-центр агентства работает в круглосуточном режиме. Каждый может обратиться к нам по любому интересующему его вопросу, в том числе с сообщением о готовящемся или случившемся коррупционном преступлении.
- Агентство выступило с инициативой о введении ответственности руководителей за коррупционные преступления подчиненных. Было бы интересно услышать Ваше мнение по этому поводу.
На протяжении ряда лет одни и те же министерства и ведомства остаются наиболее подверженными коррупции, но ни один из руководителей не понес наказания за проявление коррупции в своем аппарате. В других странах в таких ситуациях поступают очень строго. Так, в Сингапуре в случае получения взятки сотрудником таможенного органа увольняется поголовно весь коллектив. В США в случае выдвижения обвинения в коррупции против сотрудника полиции подвергается официальной проверке работа руководства с соответствующими последствиями.
Подобные инициативы позволяют на карте коррупционного поля создавать островки, очищенные и свободные от любых проявлений коррупции. На прошедшей неделе агентством совместно с активными общественным деятелями, членами СМГ начата работа, которая направлена на то, чтобы превратить Cпеццон Астаны в территорию, свободную от коррупции. После реализации проекта в Астане данная практика будет реализована в различных организациях всех регионов Казахстана.
- Перед законом все равны. К примеру, большой общественный резонанс был вызван уголовными делами, основными фигурантами которых были министры и их заместители, акимы, руководители различных ведомств и национальных компаний. К сожалению, этот список можно продолжить, и в нем достаточно много людей, игравших не последнюю роль в государственных учреждениях и частных компаниях. Только в первом квартале этого года к уголовной ответственности привлечены 7 руководителей республиканского, 42 областного, 30 районного и 15 городского уровней. Какие бы высокие должности человек не занимал, ему не позволено переступать черту закона.