АСТАНА, 29 июн — Sputnik. Специалисты усомнились в развитии трансплантологии в Казахстане при негативном отношении граждан к трупному донорству. По мнению врачей, количества трупных доноров начало снижаться после вышедших в СМИ сообщений о "черном рынке" органов, что, в свою очередь, может повлиять на уровень развития трансплантологии в стране в целом.
"В 2016 году идет спад — количество выявленных трупных доноров было 16. За неполный 2017 год количество трупных доноров у нас 11 − налицо снижение количества. Основная причина в том, что, начиная с 2016 года, были определенные отрицательные публикации в СМИ о том, что в Казахстане есть черный рынок органов, о том, что граждане Казахстана начинают торговать органами. В связи с этим руководители донорских стационаров, главные врачи начинают просто умалчивать случаи, если появляется в их клинике потенциальный трупный донор. Им легче, если пациент просто сам умрет без изъятия органов. Потому что они боятся дальнейших освещений в СМИ, дальнейших преследований со стороны правоохранительных органов и так далее", — сказал Жариков.
В свою очередь директор АО "Национальный научный центр имени А.М.Сызганова" Болат Баймаханов сказал, что буквально последние публикации в СМИ, связанные с якобы имеющейся продажей органов, смертью донора в одной из больниц страны, практически снизили темп трансплантаций органов в два раза.
"Я думаю, если так будет продолжаться, трансплантационная программа в стране может остановиться. Как руководитель самой крупной трансплантгруппы могу сказать, что в таких условиях невозможно работать. И стоит ли нам вообще продолжать? Вы должны понять: мы не для себя делаем, мы это делаем для общества, для больных, которые, не дождавшись этих органов, умирают сотнями, тысячами", — сказал Баймаханов.
В свою очередь, по информации министерства здравоохранения, кодексом РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" установлена "презумпция согласия". Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 169 Кодекса РК "О здоровье народа и системе здравоохранения" медицинская организация может изъять у трупа органы или часть органов даже в случае, если умерший человек не оформил надлежащим образом прижизненного согласия на изъятие органов.