Сагинтаев: не тормозите транзит

© REUTERS / Thomas PeterЖелезнодорожный рабочий
Железнодорожный рабочий - Sputnik Казахстан
Подписаться
Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев во вторник, 27 июля, потребовал от руководства ряда ведомств максимально ускорить процесс прохождения транзитных грузов через территорию страны.

АСТАНА, 27 июн – Sputnik, Дмитрий Покидаев. Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев во вторник, 27 июля, потребовал от руководства ряда ведомств максимально ускорить процесс прохождения транзитных грузов через территорию страны.

Прежде всего это касалось контейнерных перевозок железнодорожным транспортом, за которыми на китайском направлении – будущее: в 2016 году их объем составил 17 миллионов ДФЭ. ДФЭ – двадцатифутовый эквивалент, условная единица вместимости интермодального (то есть подходящего под транспортировку различными видами транспорта) контейнера. Хотя здесь-то, по заверениям министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека, у Казахстана все в полном ажуре.

Казахстан-скороход  

"Казахстан, находясь в жесткой конкуренции за привлечение транзитных грузов, смог создать конкурентоспособный сухопутный маршрут, в противовес традиционным международным маршрутам: уже сегодня в Европу грузы из Китая через Казахстан доставляются примерно за 12-15 дней", — заявил глава МИР. По его сведениям, конкуренты казахстанской транзитной ветки сильно отстают от нее по срокам доставки: когда грузы идут по Южному морскому пути, доставка занимает 45-60 дней, когда же их доставляют Северным морским путем, то 33-35 дней.

Железная дорога, вагоны - Sputnik Казахстан
Астана объяснила ситуацию с недопуском в Казахстан российских вагонов
"По Транссибирской магистрали доставка занимает 18-20 дней", — добавил Касымбек. В итоге, по его сведениям, транзит контейнерных перевозок в направлении КНР – ЕС – КНР через Казахстан в 2016 году обеспечил двухкратный рост по сравнению с 2015 годом и составил 105 тысяч ДФЭ. "Уже за 5 месяцев 2017 года перевозки в данном направлении в 2,2 раза больше − на 32,5 тысяч ДФЭ − аналогичного периода 2016 года, они составили 59 тысяч ДФЭ", — уточнил министр.

По его сведениям, количество контейнерных поездов в этом направлении за 5 месяцев 2017 года составило 681 единицу, что в два раза больше аналогичного периода 2016 года. В целом же по всем направлениям за 2016 год по территории Казахстана в транзитном сообщении перевезено 245 тысяч контейнеров, что в сравнении с 2015 годом больше на 35,3 тысячи контейнеров или на 14%.

За 5 месяцев этого года объем транзитных контейнерных перевозок по Казахстану составил 119 тысяч ДФЭ, что в 1,5 раза больше показателей аналогичного периода 2016 года. "До конца 2017 года планируется достичь показателя в 320 тысяч ДФЭ, до 2020 года общий объем составит 2 миллиона контейнеров", — заключил Касымбек.

Премьер: мыслить надо широко, а не сдерживающе

Бакытжану Сагинтаеву во время этого доклада явно покорежило слух несоответствие временных преимуществ прохода транзита через нашу территорию той доли в объеме контейнерных перевозок в китайском направлении, которую Казахстан занимает ныне. Не могла не покорежить – при преимуществе только перед самым из быстроходных "традиционных" путей – через Россию от 3 до 8 дней из 17 миллионов ДФЭ мы себе "выцарапали" пока что только около 105 тысяч ДФЭ в прошлом году.

Поезда на новом вокзал в Астане - Sputnik Казахстан
Казахстан входит в первые 30 стран по качеству ж/д инфраструктуры
"Если по динамике прогнозов смотреть, то к 2020 году по направлению Китай – Европа – Китай мы доведем этот показатель до 800 тысяч плюс еще по направлению Китай – Кавказ – Турция – 300 тысяч, 1 миллион 200 тысяч в сторону Европы наши прогнозы получаются. Это потолок наших возможностей или мы так сдерживающе думаем об этом?" − спросил Сагинтаев у участников заседания.

Отвечать за всех вызвался президент АО "Национальная Компания "Казахстан темир жолы" Канат Алпысбаев: по его словам, потенциал у Казахстана гораздо выше, только при этом возникают вопросы по специфике некоторых товаров.

"Предположим, на сегодня есть большая ниша высокодоходных грузов, которые требуют сокращения сроков доставки до пяти суток, — сказал Алпысбаев. — Это требует изменений технологий перевозки железнодорожным транспортом, здесь мы рассматриваем различные варианты с российскими и белорусскими коллегами по постепенному увеличению скорости доставки грузов, на сегодня она составляет порядка 1100 километров в сутки по нашим территориям, наша задача – довести до 1,5 тысяч километров в сутки", — пояснил он.

Мыслим миллионами тонн

Однако премьер не поверил, что дело лишь в скорости поездов и пропускной способности рельсов. "Консультанты мне говорили, мы об этом с Аскаром Узакбаевичем (первый вице-премьер Аскар Мамин – прим. ред.) тоже говорили, что прохождение через границу, я имею в виду границу Казахстан – Китай, дольше, чем Китай – Россия, там скорость выше, — заявил глава правительства. — Аскар Узакбаевич говорит, что это не так. Но вот эксперты Всемирного банка по определению Doing Business (легкости ведения бизнеса – прим. авт.) будут смотреть не на бумажные показатели, а как быстро транзит проходит через границу. Здесь надо будет обратить внимание, если это так, что у нас скорость меньше, чем в России, несмотря на то, что у нас 15 дней, через них − до 20 дней занимает сам путь, мы будем проигрывать", — добавил он.

Погрузка грузового контейнера - Sputnik Казахстан
Новый контейнерный сервис запустили Назарбаев и Си Цзиньпин из Астаны
После чего предположил, что еще одним сдерживающим фактором является время оформления грузов на границе. "И здесь очень важно, Бахыт Турлыханович, чтобы ваши службы тоже внедряли уже элементы цифровизации на границе, мы не можем держать груз на границе, — обратился премьер к министру финансов Бахыту Султанову. — Я понимаю, чисто технически есть перекладывание грузов с одной системы на другую, но то, что от нас зависит, это можно ускорить", — заключил он.

В ответ на это Алпысбаев заверил, что на границе уже внедрена система предварительного информирования, которая позволяет таможне обрабатывать информацию о том или ином поезде из Китая за двое суток до его физического появления на границе в электронном виде. Кроме того, идет работа по переходу на единую электронную платформу, что позволит значительно сократить время переработки и обслуживания поездов на казахстанско-китайской границе. Ну а напоследок Алпысбаев решил усладить ухо премьера информацией о том, что до конца 2017 года объем транзитных перевозок грузов по территории Казахстана составит 16 миллионов тонн. Миллионы тонн – это, разумеется, не миллионы ДФЭ, но тоже приятно звучит…

Лента новостей
0