АСТАНА, 20 июн — Sputnik, Айгюзель Кадир. Корреспондент американского издания Foreign Policy Джеймс Палмер решил осветить всемирную выставку в Астане еще месяц назад, но тогда он и не предполагал, что станет объектом пристального внимания в Казахстане. Его критическая статья о недостатках ЭКСПО вызвала неоднозначную реакцию у общественности, которая поделилась на два лагеря. Одни называли материал "заказным", другие — правдой-маткой.
В интервью своему "печатному оппоненту" и коллеге Джеймс признался, что за всю его профессиональную карьеру такого казуса, как на ЭКСПО-2017, с ним не случалось.
— Спал я хорошо (смеется). Правда, лег поздно. Был занят, отвечая на миллионы вопросов на Facebook.
- Расскажите, с чего началась вся эта история. Как вы попали на ЭКСПО-2017?
— Я решил поехать на выставку несколько месяцев назад, предложил моему редактору тему и сказал, что поеду освещать. К тому же в это время в Астане проходила встреча лидеров Шанхайской организации сотрудничества. Я некоторое время решал, как лучше поступить. Во-первых, подумал, что не стоит ехать в составе пиар-группы ЭКСПО, потому что я изначально хотел быть в роли обычного туриста, посетившего выставку. Посмотреть на все изнутри, так сказать. Во-вторых, когда я немного изучил то, как выставка проходит в Казахстане, я понял, что есть некоторые проблемы. При этом не хотел, конечно, пренебрегать гостеприимством организаторов.
- В какой день вы прибыли в Астану?
- Вы сравнивали ЭКСПО в Астане с выставкой в Шанхае, хотя они отличаются своим масштабом из-за типов: казахстанская ЭКСПО — специализированная.
— Да, вы правы. Сравнивая выставку с той, что была в Шанхае, я просто понял, что СМИ выставку в Астане освещают очень плохо. Не было "выхлопа" за пределами самого Казахстана, России. Впрочем, другие специализированные выставки получили хороший отклик за пределами своих стран. Было очень любопытно, почему же медиа соседнего Китая, в котором проживает более миллиарда человек, пренебрегали освещением этой темы (ЭКСПО в Астане — прим.).
— Скорее да, чем нет. Причина проблемы в дистанцированности Казахстана, более того, не так много людей знает о самой стране.
- Как считаете, почему ваша статья получила такой отклик в Казахстане?
— Это была единственная критическая статья про ЭКСПО. Я просто стал первым, кто написал правду о том, что выставка была пустой тратой денег. Ее не освещало достаточное количество иностранных журналистов. Кстати, отмечу, что я встречался в Астане в период своего пребывания с журналистами CNN и китайского "Синьхуа". Ну а я своей статьей просто задел чувствительный нерв общества.
- Представители казахстанской стороны обвинили вас в том, что вы распространили недостоверную информацию, когда писали о 5 миллиардах долларов, потраченных на ЭКСПО. Расскажите, откуда были взяты эти цифры?
- Как вы себя почувствовали, когда вас обвинили во лжи, говоря о том, что вы не посещали выставку? Ждете ли вы официальных извинений со стороны Казахстана?
— Я был удивлен, конечно. Насчет извинений, думаю, они мне не помешают. Вчера написал письмо в Международное бюро выставок в Париже. Еще написал обращение в международную медиа-группу в Москве. Извинения в мой адрес будут правильным шагом, чтобы признать, что казахстанская сторона сделала глупую вещь. Лично к представителям ЭКСПО в Казахстане я не обращался, думаю, будет легче добиться правды на международном уровне.
- Кто-нибудь со стороны Казахстана контактировал с вами после случившегося?
— Пока нет, но я еще не проверял утреннюю почту.
- Кажется, количество ваших подписчиков в социальных сетях растет. Чувствуете себя звездой?
- Сколько лет вы работаете корреспондентом в Азии?
— С 2002 года. Кстати, впервые за годы работы получаю такую реакцию на материал. Мой редактор тоже удивился.
- Следили ли вы раньше за медиасферой в Казахстане?
— Следил на расстоянии. Это был мой первый визит в Казахстан. Могу сказать, что цензура набирает обороты во многих странах в последнее время наряду с тем, что люди все больше внимания уделяют альтернативным ресурсам, таким как онлайн-медиа.
- Хотите снова приехать в Казахстан?
— У меня такое чувство, что двери в вашу страну для меня теперь закрыты (смеется).
— Кто знает, кто знает. Ну а я убегаю на ланч! Приятно было поболтать. И да, я читал ваш ответ мне (ответная статья Sputnik Казахстан — прим.).
P.S. Джеймс Палмер является корреспондентом журнала Foreign Policy в Азии с 2016 года. Ранее он опубликовал материал под заголовком "Казахстан потратил 5 миллиардов долларов на "звезду смерти", которая даже не стреляет из лазерных пушек".
Организаторы ЭКСПО заявили, что человек с таким именем на ЭКСПО не въезжал в Казахстан. В ответ на это Джеймс Палмер отправил корреспонденту Sputnik Казахстан фотографию своего паспорта со штампами о посещении страны-хозяйки всемирной выставки. В настоящее время журналист находится в Пекине.
В завершение Палмер посоветовал казахстанцам купить его новую книгу "Кровавый Белый Барон" (The Bloody White Baron).