Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как Головкин отправляет в нокаут своих соперников. Если бы Палмер оказался профессиональным боксером, мы бы наблюдали замечательный одноминутный бой, но так как наш сегодняшний обидчик оказался журналистом, в бой за честь ЭКСПО вступлюсь я и вставлю пять тиын в эту запутанную историю — черным по белому.
В правом углу — взгляд того, чью голову едва не снесли, нет не французские революционеры, о которых вчера говорил Олжас Сулейменов, кстати, почувствовавший нечто удивительное на ЭКСПО, а посетители выставки, еще с девяти утра штурмовавшие павильоны.
Итак, табличек от "горячих цыпочек" в бикини не будет.
Первый раунд
Палмер задает тон всей игре. Первый удар прямо в челюсть — вот и цитата.
"Казахстан потратил 5 миллиардов долларов на "Звезду смерти", а она даже не стреляет из лазерных пушек". Сопровождается сей прекрасный, по-моему, заголовок (вот тут без сарказма) грустным описанием прогулки по павильонам выставки в режиме foreveralone.
Чтобы оправиться от удара, я побежала лично смотреть, неужели после открытия ЭКСПО паркинги пустуют, а охрана зевает и решает кроссворды на рабочем месте. Но не тут-то было. На восточном и северном входах на всемирную выставку уже с раннего утра собралась толпа, большинство из посетителей представляют шумные семейные отряды.
Кстати, о вот этой "кличке". Со своей скромной субъективной колокольни посмею отметить, что на такое сравнение из фантастического фильма "Звездные войны" наши люди не обижаются, а, наоборот, говорят: "Да, а мы, казахи, — джедаи".
Пятничным afternoon, пользуясь служебным положением, решила заглянуть для интереса в павильоны Италии и Японии − нравятся мне эти страны − но так и не удалось пройти даже с бейджиком — не дождалась своей очереди. Признаюсь, в павильоне Греции пока еще не побывала и с их достижениями не знакомилась. В следующий раз схожу обязательно — вдруг там Палмер сидит один-одинешенек, скучает.
Раунд второй. О ценах на отели
"Это бизнес, ничего личного", — говорили они еще до начала выставки. Частному бизнесу на рот завязочки не накинешь. Впрочем, будет объективно сказать, что для иностранных туристов условия были созданы, насколько это было возможно: более чем 20 столичных гостиниц подписали меморандум о поднятии цен не более, чем на 20 процентов, а студенты столичных вузов, получив мягкий пинок, освободили свои комнаты в общежитиях.
Раунд третий. Все познается в сравнении
Боец в красно-белой полосатой майке делает очередной удар, пытаясь сокрушить соперника на ринге сравнением казахстанской ЭКСПО с предыдущими − в Шанхае и Милане.
Напомню, что международные выставки ЭКСПО делятся на 2 вида: всемирная универсальная (большая) и специализированная (малая). Так вот, в 2015 году в Милане проводилась универсальная ЭКСПО, которая отличается тем, что сооружения строят сами страны-участницы за свой счет. По масштабу она больше и проводится один раз в пять лет. Следующая большая ЭКСПО пройдет Дубае. Наша выставка — ее малая форма.
Сейчас делать выводы о точном количестве туристов еще рано. Время покажет, столько миллионов кроссовок и туфель прошлись по выставочным павильонам.
Четвертый раунд. Назарбаев — автократ, а Нур Отан — КНПК
Главный город столицы был полупустынным, когда еще носил другое гордое имя — Целиноград. Сейчас в этой самой пустыне развернулся левый берег с его лазурными мотивами и новыми зданиями, скребущими небо. А правый берег сохранил в себе уют и радушие, так важные гостям и самим астанчанам. При этом мои коллеги из-за океана без умолку твердили об архитектуре XXII века, которую они увидели в Астане.
Ежегодно, по словам акима, в столицу перебираются жить около 50 тысяч человек из регионов страны. В Астану, в которой совсем скоро появится (надежда умирает последней) один из самых высоких в СНГ "Абу Даби Плаза", где лучами освещается вторая по величине в СНГ мечеть "Хазрет Султан", где появится в обозримом будущем HyperloopOne (сверхскоростной вакуумный поезд).
Астана не Милан, не Берлин, не Париж. И ей еще многому предстоит научиться, понять, принять или отвергнуть. Но все же в своем холодном величии, одновременно шикарном и сером обличье будней и пятничном дымном ритме джаза она любима нами. Астана — наш символ мириады возможностей, упущенных, схваченных за хвост и пробегающих мимо.
Раунд пятый. Пора заканчивать
Со стороны западного коллеги посыпались конфетти из слов "коррупция", "скука" и "казахское тщеславие".
И детище наше тоже такое — с размахом. Красиво, чтобы смотреть приятно было. Да мы же из кожи вон вылезем, чтобы как раз таки самым вкусным накормить, самым мягким одеялом накрыть и самую лучшую комнату в доме отдать дорогому и не очень гостю.
Вот есть у нас такое в крови, когда мы, приглашая в гости, не просто яблочный или тыквенный пирог с одной вилочкой поставим, а приготовим мяса, да побольше. Так и ЭКСПО — вот такой вот наш бешбармак. Ешь — не хочу.
Правда глаза колет
Одна моя учительница по истории говорила: "Ленивые мы, казахи, не хотим работать. Но вот если мне это скажет иностранец, я ему приведу в доводы тысячу причин, что это не так". Так и тут. Каждый кулик свое болото хвалит. И правильно делает.
Смотреть на выставке нужно не просто на танцы и песни народов мира, но и на самолет на солнечных батареях Solar Impulse, первый гоночный автомобиль, работающий на биотопливе, — Formula E, энергогенерирующее дорожное покрытие и шпалы, работающие с помощью микроорганизмов освещения, а также многое другое.
Итак, итог
Кстати, мне тут фраза одна из статьи понравилась "В тот момент, когда все другие отворачиваются от мира, казахи хотят его обнять". Главное, чтобы мир не забывал об этом.