Эпопея со звонком спортивного директора футбольного клуба "Зенит" Константина Сарсания игроку алматинского "Кайрата" Андрею Аршавину сошла на "нет": представитель "Зенита" заявил, что никто не ведет переговоры о возвращении экс-капитана питерской команды в родные пенаты в качестве игрока.
Дуэт Фурсенко — Сарсания работал в "Зените" в период 2006-2008 годов, в золотую для "Зенита" пору, когда он впервые стал чемпионом России (всего этот титул питерцы выигрывали четыре раза) и стал предпоследним победителем Кубка УЕФА (через год его выиграл донецкий "Шахтер" под предводительством Луческу — а потом турнир трансформировался в Лигу Европы).
В подтверждение этому последовала "бронза" сборной России на чемпионате Европы летом 2008 года (костяк той сборной опять же был питерским) и выигрыш "Зенитом" матча за Суперкубок УЕФА у победителя Лиги чемпионов — "Манчестер Юнайтед".
Повернуть время вспять
В общем, есть питерским болельщикам что вспомнить, особенно на фоне унылых объяснений Луческу в последнем чемпионате — судьи, дескать, убивают его команду. В команде, кстати, так и не нашлось замены Андрею Аршавину в том его состоянии, в котором его в 2009 году купил лондонский "Арсенал", и в котором весной 2009 года сделал то, что не удавалось в Англии никому в течение 63 лет — забил четыре мяча в ворота одного из заклятых соперников "канониров" — "Ливерпулю" — на его домашней арене "Энфилд Роуд".
И обострилась — после того, как неделей ранее стало известно, что питерцы не стали продлевать контракт с португальцем Мигелем Данни — игроком, функции которого на поле во многом совпадают с ареалом обитания на поле Аршавина. Все — возвращение триумвирата Фурсенко — Сарсания на руководящие должности, обещания Фурсенко вернуть птенцов в родные пенаты и уход Данни — сошлось воедино. Следующим вполне логичным шагом в этой цепочке должно было стать возвращение Аршавина в Питер — и это ничуть не противоречило бы общей канве событий.
"Я просто позвонил Андрею — поинтересоваться его делами, его физическим состоянием. Мы ограничились просто разговором без всякого продолжения… пока вопрос о его возвращении не стоит", — цитирует российское издание спортивного директора российского клуба.
Не стоит упираться в формулировку "пока": контракт с Аршавиным у "Кайрата" действует до 31 декабря 2017 года, после чего экс-капитан сборной России волен в выборе места своего дальнейшего клубного трудоустройства. По футбольным меркам это небольшой срок, но вполне достаточный для того, чтобы понять, может ли приглашенный на пост главного тренера итальянец Роберто Манчини вернуть "Зениту" не только титулы, но и игру времен голландца Адвоката. И может ли он сделать это без глобального собирания камней, к разряду которого принадлежит гипотетическое возвращение Аршавина в "Зенит".
А нужен ли…
Будем откровенны: Аршавин "Зениту" сейчас если и нужен, то в качестве легенды, наглядной демонстрации: эпоха 2006-2008 годов возвращается. Проводить на поле все 90 минут и на протяжении всего матча давать результат Аршавину в России будет сложно: ногомяч, не ногомяч, но по скоростям и динамике матчи российской премьер-лиги на порядок выше игр в казахстанском аналоге. Держать на скамейке Аршавина в качестве джокера — слишком дорогое удовольствие как для клуба, так и для самого игрока, которому не так уж и долго осталось выступать на высшем уровне.
Только вот к тому времени этому может воспротивиться "Кайрат", ведущий золотую гонку с "Астаной" — осенью для него наступит час икс, когда экс-флагман казахстанского футбола будет иметь реальные шансы стать чемпионом, и потеря Аршавина для него будет более существенным фактором, чем для "Зенита" приобретение своего воспитанника. "Зенит" однажды наступил на репутационные грабли, связанные с возвращением своего воспитанника: в 2009 году перекупил Владимира Быстрова под занавес чемпионата у московского "Спартака" и этим во многом его ослабил, не дав завоевать чемпионский титул.
Думается, руководство "Зенита" все это прекрасно понимает. Поэтому когда Сарсания на вопрос журналистов о возвращении Аршавина в "Зенит" уже как минимум дважды ответил: "Никогда не говори "никогда", он имел в виду не нынешний год и, возможно, даже не период игровой карьеры Аршавина. Камни собирать можно по-разному и символы клубов можно возвращать в их систему не только в качестве игроков, но и по завершении их игровой карьеры, дав закончить ее красиво и спокойно в другом клубе другой страны.