АСТАНА, 7 июн — Sputnik, Сергей Ким. Казахстану надо проявить жесткость в экономическом партнерстве с Китаем, считает известный казахстанский политолог Досым Сатпаев.
В преддверии саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) политолог рассказал в интервью Sputnik Казахстан, почему ШОС интересен Казахстану на фоне участия в китайском проекте "Экономический пояс Шелковый путь" и как можно "поторговаться" с Поднебесной для получения инвестиций на адекватных условиях.
- Чем интересен саммит ШОС, который пройдет на днях в Астане?
Если вы помните, ШОС создавался, в первую очередь, для того, чтобы решить пограничные проблемы. Когда пограничные проблемы были решены, те государства, которые входили в ШОС, захотели трансформировать организацию в структуру, которая занимается региональной безопасностью.
Поэтому в рамках ШОС начали развивать антитеррористическое содержание. Тогда же Китай предложил концепцию − "три зла", которые для этой страны представляют угрозу – это экстремизм, терроризм и сепаратизм.
Что касается саммита в Астане: один из самых интересных вопросов, который может подниматься, это вопрос расширения организации. Идут разговоры о том, что Индия и Пакистан хотят вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества. Здесь есть определенные плюсы и минусы. Плюс в том, что если гипотетически представить, что Индия и Пакистан стали членами ШОС, то тогда эта структура автоматически на глобальной сцене поднимет свой вес: четыре ядерных государства будут в нее входить.
- С другой стороны, существует мнение, что тогда "удельный политический вес" стран Центральной Азии снизится…
А учитывая, что у Индии плохие отношения с Пакистаном, появление этих двух государств в ШОС может внести много минусов – трения и разногласия не выгодны остальным участникам организации.
Тем более, что в очереди на вступление в ШОС стоит Иран. Сейчас санкции против этой страны смягчены и она может гипотетически войти в ШОС, но с приходом Трампа, мы видим, что, скорее всего, США будет продолжать политику конфронтации с Ираном. И непонятно, как это будет соотноситься с интересами Казахстана и других стран. ШОС не хочет ссориться с США, поэтому минусов больше может быть, чем плюсов.
- Часто упоминается конфликт проектов Евразийского союза и "Экономического пояса на Шелковом пути". Хотелось бы узнать – саммит ШОС может быть площадкой для решения конфликта российско-китайских интересов. Станет ли саммит в Астане ключевым в этом направлении, так как Казахстан играет важную роль в обоих проектах?
Россия пыталась показать, что у нее есть альтернатива – Китай. Кстати, здесь есть интересный момент, потому что на фоне конфронтации с Западом Россия пытается переориентироваться на Восток. А вот Китай, наоборот, если вы обратили внимание, проект "Экономический пояс Шелковый путь" ориентирует на Запад, используя альтернативные транзитные маршруты. Это говорит о том, что могут возникнуть определенные противоречия в этом плане.
Политически, да, Россия и Китай имеют общую точку зрения по определенным вопросам − например, выступают против усиления коалиции во главе с США в Центральной Азии. Но если речь об экономических моментах, то Китай, как довольно прагматичное государство, понимает важность США и европейского рынка. С экономической точки зрения Китай, наоборот, сторонник усиления взаимодействия с Западом.
- Накануне Ташкентского саммита ШОС Назарбаев высказался о задачах для всех участников, чтобы "ШОС не стал аморфной, бумажной, бюрократической организацией". Эти опасения реальны?
- Интересует сопряжение программы "Нурлы жол" и китайского проекта. Не эффективнее ли было бы, на ваш взгляд, создать общую казахстанско-китайскую промежуточную программу, чем подгонять под чужую концепцию существующую?
- То есть цели сугубо прагматические?
— Чисто прагматические цели. Объединив "Нурлы жол" и "Шелковый путь", Казахстан рассчитывал получить доступ к китайским инвестициям, тем более Поднебесная недавно заявила, что в рамках проекта готова потратить просто колоссальные деньги именно для стран Центральной Азии.
Наш прагматизм состоял в том, чтобы реализовать собственные инфраструктурные проекты с привлечением китайских инвестиций, потому что рассчитывать на западные инвестиции мы уже не могли по понятным причинам – там тоже экономическая ситуация не очень хорошая.
Здесь Казахстану очень важно не попасть в некую инвестиционную кабалу и четко указать — да, Казахстан готов поддержать определенные направления, но только если это согласуется с нашими национальными экономическими интересами.
А для Китая безопасность в Синьцзяне очень важна. Пекин понимает, что конфликтная ситуация в нашем регионе ударит по самому Китаю. И в этом плане они, думаю, будут пытаться идти на определенные уступки.