Диаз Абылкасов
Сухие цифры говорят сами за себя. По данным АКАБ, в минувшем году официальный авторынок РК обрушился на 52% по отношению к 2015 году. Зато сегмент дорогих автомобилей вырос на 18,4% — их продажи достигли 2 071 единицы. Эта тенденция продолжилась и в I квартале 2017 года. Реализация марок Lexus, BMW и Mercedes-Benz увеличилась в 1,5-4 раза.
Как видим, продажи снизились только у Land Rover и Infiniti, но это в большей степени связано с внутренними трудностями данных брендов в Казахстане.
Причины роста "премиума"
Прежде всего, это привлекательные цены для нашего рынка при относительно невысоком курсе евро (для европейских марок).
"Благодаря активной работе с производителем, нам удалось выровнять ситуацию по ценам еще в 2016 году, — поясняет гендиректор компании "Автокапитал", генерального дистрибьютора Mercedes-Benz в РК и Центральной Азии, Андрей Кунах. — Сейчас мы с уверенностью можем сказать, что клиент покупает у нас, а не у российских дилеров".
"Рост мы наблюдаем, в первую очередь, за счет выгодной цены, которую удалось достигнуть после длительных переговоров с производителем", — вторит первому спикеру директор "Автоцентра-Бавария", официального импортера BMW в РК, Денис Расторгуев.
Речь идет о снижении цен в премиум-сегменте в среднем на 20-30%.
Понятно, что клиенты премиум-брендов отличаются от остальных не только более высоким уровнем платежеспособности в сочетании с прагматичностью.
На вопрос о вкладе различных моделей в прибыльность генеральный директор компании "Автокапитал" ответил, что "все модели спозиционированы одинаково, с равной маржинальностью. Предпочтения по заказам дилеров связаны с рыночным спросом на внедорожники (в 2016 году бестселлером Mercedes был кроссовер GLE, которых было продано 70 штук — прим.)".
Большому бизнесу — большое авто
Премиум-бренды не скрывают своих больших ожиданий от нынешнего года. Так, Mercedes планирует двукратное увеличение продаж за счет продолжения комфортной для клиентов ценовой политики, вывода на рынок новых моделей и специальных сервисных предложений. Аналогичные планы на 2017 год и у BMW, также рассчитывающей удвоить объем продаж, делая ставку на новинки, автокредитование и трейд-ин.
"Лояльность клиентов к сильному, привлекательному бренду должна подкрепляться столь же сильными дилерами и высоким уровнем обслуживания", — делится мнением Андрей Кунах.
"Среди наших клиентов самым предпочтительным к покупке автомобилем с начала 2017 года стал новый бизнес-седан Mercedes Е-класса, — отвечает гендиректор "Автокапитала" на вопрос о новинках. — Ко двору пришелся и обновленный компакт-кроссовер GLA, недавно поступивший в продажу. Многие поклонники марки уже ожидают рестайлинговый флагман S-класса, который прибудет в Казахстан к осени. Обновится и горячо любимый в нашей стране G-класс — презентация нового поколения легендарного внедорожника намечена на ноябрь".
Чем отвечает главный конкурент? В феврале на рынок вышел новый седан бизнес-класса BMW 5 серии, в апреле — новый компакт-кроссовер MINI Countryman. Казахстанским покупателям стали доступны дизельные и гибридные версии автомобилей BMW, активизировались продажи мотоциклов баварской марки. В планах — начало поставок обновленных 1, 2 и 3 серий, а также нового кроссовера X3 к концу года.
Сила — в многовекторности
Но не новинками едиными собираются брать "премиум"-клиентов немецкие бренды. "Рост продаж планируется и за счет наличия склада самых ходовых моделей для нашего рынка, — добавляет Кунах. — Будет расширяться дилерская сеть, мы запускаем новые точки продаж. Конечно, постоянно работаем над усовершенствованием сервиса, предлагаем нашим покупателям выгодные условия. Сейчас у нас действует программа "Премиум сервис", которая направлена на клиентов, чьи авто старше четырех лет".
BMW также планирует увеличивать число дилеров по республике. Кроме того, должна возрасти доля реализации в кредит (в 2016 году она составила 17% от общих продаж) и трейд-ин (в 2016 году — 10-12% от общих продаж).
Что ж, I квартал 2017 года подтвердил тренд роста премиум-сегмента казахстанского авторынка. Не за горами результаты полугодия, которые мы ждем с немалым интересом.