АСТАНА, 23 мая — Sputnik, Тамара Веретина. Необычный памятник архитектуры расположен в восточной части Кентских гор в 260 километрах от Караганды. Его второе название – Буддийский монастырь. Воздвигнутый по оценкам археологов в XVII веке, он находится в живописнейших местах — в ущелье Кызылкент на берегу реки Кызылсу и Талды. Вдали от большой дороги, скрытый от взоров путников, храм — настоящий памятник архитектуры средних веков.
Интересно, что многие люди разных религий считают дворец местом огромной духовной силы и возрождения.
Буддийский храм в центре Казахстана
История строительства Кызылкентского дворца в Каркаралы имеет несколько версий. Так, согласно научной гипотезе, в Карагандинском областном историко-краеведческом музее уверены, что Кызылкент – "Красный храм" − построили ойраты – джунгарские племена, которые в XVII веке кочевали на нынешней территории Карагандинской области. Они, как известно, исповедовали буддийскую веру.
"Если подойти с точки зрения археологии, то можно отметить, сооружение это каменное, крестообразное из местного дикого камня на извести. Храм раньше был двухэтажным, с колоннами и даже балконом. Для казахов, которые возводили в основном купольные здания, это нехарактерная постройка. Известно, что именно ойраты строили такие храмы. Скорее всего, это ламаистский монастырь, о чем много писали еще 200 лет назад, первые исследователи", — рассказывает научный сотрудник Карагандинского областного историко – краеведческого музея Даурен Жусупов.
Как любое сакральное место, Кызылкентский дворец за более чем 300 лет не только увеличил свою силу в глазах и сердцах местных жителей, но и приобрел красивые легенды. По одному из преданий, путешественник XIX века Николай Коншин рассказывал в своих книгах, местные казахи вспоминали те времена: "Джунгарский хан высватал дочь хана, жившего на Джанке (Яике). Невеста с приданым и большой свитой (40 батыров и 40 девушек) поехала к жениху, но по дороге у Кентских гор образовалась голеледица, и дальнейший путь стал невозможен. Для комфортной зимовки каравана был построен дворец. Спустя время, по преданию, дочь хана родила сына от казахского батыра. Жестокий джунгарский правитель так и не смог простить измену и принять мальчика как родного. Затем подросший батыр стал ярым противником джунгар".
Место силы двух религий
Кызылкентский храм до сих пор привлекает множество туристов. Сюда нередко приезжают буддисты, йоги для того, что бы напитаться "энергией космоса". Говорят, это особое место на земле с нерастраченным запасом света и силы.
Как рассказывает заведующая музеем археологии и этнографии Сарыаркинского археологического института при КарГУ имени академика Е.А. Букетова Марина Бедельбаева, буддисты считают, что храм в Каркаралы был воздвигнут не случайно.
"Для буддистов важно, чтобы с севера были горы, а с юга и юга–востока — река. Она здесь тоже есть – немноговодная река Талдинка. Каждая гора имела значение. Гора Тигра, далее – Дракона. Гора на юге – соотносится с малиновым Фениксом. И еще одна гора — Черепаха. Буддисты строго соблюдали все каноны при выборе места строительства храма. Зайти сразу в храм было нельзя. Нужно было сделать обряд очищения и поклонения. Заходили в первое помещение и приносили жертву: закапывали в землю цацы – небольшие полные вещицы из глины в виде конуса с зерном внутри. В основном в помещении проводили ритуалы. В восточной части стены храма были окрашены красной охрой. Именно на той стороне света, где восходит солнце. В комнатах центрального здания, вероятно, хранили музыкальные инструменты и инвентарь для ритуалов. В одной из комнат жил Лама-князь, настоятель монастыря. Он и проводил служения", — рассказывает историк.
Интересно, что храм просуществовал совсем недолгий срок. Казахи, которые исповедовали ислам, не приняли буддизм. Мирные отношения с ойратами сменились на враждебные. И племена ушли, оставив Кызылкент.
Но вместе с тем много веков местные племена почитали это место как святое. Печальная участь постигла Кызылкентский дворец в годы социалистического строительства 40–50 годах XX века, когда каменные плиты его стен были разобраны для хозяйственных нужд.
В 80-е годы XX века первые раскопки храма провел отряд Института "Казпроектреставрации" и продолжены археологической экспедицией КарГУ им. Е.А. Букетова.
После раскопок руин, сохранившиеся стены зданий монастырского комплекса были законсервированы и частично восстановлены в ходе реставрационных работ.
Специалисты утверждают, что в Казахстане всего два таких необычных места — Кызылкентский храм в Карагандинской области и Аблайкетский буддийский монастырь в Восточном Казахстане.