Геворг Мирзаян
На переговорах в Астане удалось добиться долгожданного прогресса. Внешние (Россия, Иран, Турция, США) и внутренние (правительство Асада и вменяемая часть вооруженной оппозиции) участники достигли компромиссного решения о создании в Сирии четырех так называемых зон безопасности: на юге страны, в Восточной Гуте, к северу от города Хомс, а также в провинции Идлиб. Их границы будут определены до конца мая. Согласно подписанному меморандуму, в этих зонах не будут идти боевые действия, что будет гарантировано внешними акторами.
При этом официальные лица не позиционируют зоны безопасности, как некие протогосударства, и начало раздела Сирии, скорее, способ ускорить политический процесс.
"Отсутствие кровопролития — главнейшее условие для начала диалога между конфликтующими сторонами, и в конечном итоге этот политический процесс должен привести к восстановлению территориальной целостности страны и к единому руководству страной", — заявил, в частности, Владимир Путин.
Эксперты же не настолько оптимистичны. По словам старшего преподавателя Высшей школы экономики Леонида Исаева, это именно шаг в сторону раздела Сирии на сферы влияния. Зоны безопасности позволят прекратить боевые столкновения, что является необходимым шагом для сложения оружия и закрепления статус-кво.
Согласны, но…
Насколько выгодно участникам сирийской войны это соглашение? Компромисс хорош тем, что практически для всех ответственных игроков он скорее выгоден, чем нет.
Именно поэтому был заключен режим перемирия с протурецкими группировками под гарантии Анкары, и именно поэтому, когда эти гарантии были нарушены (Эрдоган решил показать всем свою важность), армии срочно пришлось останавливать наступление на ИГ и перебрасывать ударные группировки под Хаму. Если же нынешний режим перемирия будет более устойчив, сирийская армия сможет спокойно наступать в направление Дейр-эз-Зора, расширяя свою зону контроля (а значит и усиливая позиции перед переговорами о будущем устройстве страны) за счет территорий ИГ.
Однако, с другой стороны, готов ли Асад договариваться с теми, кто уже несколько лет воюет против него? Вероятно, с Асадом-то проблем не будет − сирийский президент является либералом (насколько это возможно в сирийских условиях) и прагматиком. Но готово ли его окружение из числа силовиков? Из Дамаска не раз шли сигналы о том, что не очень готово, причем настолько "не очень", что генералы и спецслужбы были готовы прямо саботировать мирный процесс.
Однако некоторые силы в Тегеране хотят: а) вернуть Сирию под тотальный собственный контроль и б) использовать ее как плацдарм для дальнейшего давления на Израиль. Мирные же переговоры с вовлечением многих внешних участников лишают иранцев такой возможности.
Ирану придется конкурировать в Сирии с другими силами, в том числе и с теми, кто будет финансировать восстановление страны. Впрочем, с большой долей вероятности умеренные силы в Иране смогут обуздать радикалов (расклад сил во многом покажут итоги президентских выборов в стране).
Однако проблема в том, что турецкий президент ожидал гораздо большего — он хотел ликвидации любого рода автономии сирийских курдов и полного контроля над правительством в Дамаске. Сейчас же очевидно, что ничего этого не будет — компромисс с оппозицией означает федерализацию Сирии, а значит и долю автономии для курдов.
В перспективе в этой федеральной Сирии Турция будет играть в лучшем случае третью роль (после Ирана и России). Эрдогана-премьера и даже Эрдогана-президента такой вариант бы, возможно, устроил, но подойдет ли он для Эрдогана-султана? Готов ли он будет выполнять свои условия сделки или же захочет большего?
Дипломатия по Талейрану
Первая цель пока труднодостижима — Дональду Фредовичу сейчас только сделки с Владимиром Владимировичем не хватает для полного счастья и поддержки американского конгресса.
Вторая цель реализуется, и, судя по тому, что "халифатчики" настроили против себя все силы региона, освобождение от них земель Сирии и Ирака лишь вопрос времени.
Владимир Путин заявил, что именно от непосредственных участников конфликта, собравшихся в Астане, зависит судьба страны. И это заявление можно трактовать не только как "сядьте и договаривайтесь", но и как "договариваться будут только те, кто приехал в столицу Казахстана". По всей видимости, Москва, Тегеран и Анкара (а также, возможно, опосредованно Трамп) очень рассчитывают именно на Астанинский формат, где оппозицию представляют не находящиеся на содержании у противника мирных переговоров — Саудовской Аравии — политэмигранты, а подконтрольные участвующей в мирном процессе Анкаре полевые командиры. Которым есть, что терять.
"Если оппозиция срывает соглашение, то у них остаются лишь две опции. Либо при помощи Москвы интегрироваться в правящие структуры, либо быть уничтоженными", — считает Леонид Исаев.
А вот кто оказался в полном и безусловном выигрыше, так это хозяин встречи — Нурсултан Назарбаев. Астана на пару дней превратилась в один из центров мировой политики, и, судя по всему, превратится еще не раз. Место-то намоленное, и, возможно, в Астану будут приезжать и для решения других конфликтов с участием Востока и Запада.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции