АСТАНА, 5 мая — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев в пятницу заявил, что республике будет крайне сложно выполнить обязательства по снижению нефтедобычи, хотя Казахстан, по его словам, и рассчитывает на последующее повышение стоимости нефти.
В апреле этого года Международное энергетическое агентство в своем отчете сообщило, что Казахстан нарушил обязательства по сокращению добычи нефти на 20 тысяч баррелей в сутки, вместо этого увеличив добычу с октября почти на 80 тысяч баррелей. Согласно последним данным МЭА, за январь-февраль Казахстан увеличил добычу нефти и конденсата на 40 тысяч — до 1,7 миллиона баррелей в сутки.
Кашаган стоит — плохо, Кашаган запустили — не лучше
Основная причина того, почему республика нарушила обязательства и не в состоянии сбавить объемы нефтедобычи в дальнейшем, хотя это, в общем-то, в ее интересах (а от Казахстана требуют не так уж и много — снижения на 20 тысяч баррелей в сутки), — набирающая ход и объемы добыча на Кашагане.
У экспертов МЭА немного другая арифметическая оценка происходящего на Кашагане. По их сведениям, месторождение-гигант к апрелю вышло на добычу в 170 тысяч баррелей в сутки. При этом в агентстве ожидают, что к середине года добыча на месторождении достигнет 180 тысяч баррелей, а затем увеличится до 360 тысяч баррелей в сутки в 2018 году.
Бозумбаев в пятницу дал понять, что эти ожидания занижены. "Мы думаем, что во втором полугодии где-то за 200 тысяч баррелей точно будет добываться на Кашагане, к концу года, возможно, и 300 тысяч баррелей, поэтому мы будем обсуждать это с нашими коллегами", — подчеркнул глава Минэнерго.
"Кашаган — это соглашение о разделе продукции, Республика Казахстан огромные деньги вложила в лице "КазМунайГаза" и другие акционеры. Какие-то сейчас препятствия чинить добыче, я думаю, это юридически неправильно будет и физически невозможно. Поэтому мы будем обсуждать, если мы Кашаган за скобки вынесем, мы можем о каких-то цифрах говорить", — подчеркнул Бозумбаев.
Участниками проекта по освоению месторождения являются компании "КазМунайГаз", Eni, ExxonMobil, Royal Dutch Shell, Total, Inpex и CNPC.
Вся надежда на Россию и Саудовскую Аравию
При этом Бозумбаев подчеркивает: влияние Казахстана на цену не так уж и критично по двум причинам. Во-первых, порядка 95% участников соглашения о снижении нефтедобычи свои обязательства выполняют, а во-вторых, Астана не является нетто-поставщиком на нефтяном рынке.
В то же время, по его словам, его коллега из Саудовской Аравии Халид аль-Фалих на прошлой неделе во время встречи с премьер-министром Казахстана Бакытжаном Сагинтаевым попросил Казахстан присоединиться к продлению заморозки как минимум на шесть либо на девять месяцев, то есть до первого квартала следующего года.
"В апреле и сейчас пересчитываем — разная плотность на разных месторождениях, но мы близки будем к выполнению обязательств", — прокомментировал эту просьбу Бозумбаев.
В мае, по его словам, добыча "несколько снизится" в связи с погодными условиями и ремонтными работами так же, как и в июне, что позволит Казахстану выполнить свои обязательства по итогам полугодия суммарно. Но вот как пойдет дальше, может сказать только кашаганский консорциум…