Встать в семь утра, чтобы на старом добром "пазике" добраться до войсковой части? Почему бы и нет, подумали журналисты и дружным небоевым отрядом направились искать профессиональные приключения, а именно смотреть на первую тренировку авиации перед парадом, посвященному 25-летию Вооруженных сил страны.
Всем встать: парад идет!
По приезду в пункт назначения первым делом самолеты нам показывать не стали, и к большому огорчению тех, кто хотел сделать пару тройку кадров на фоне геликоптеров, отобрали мобильные телефоны. Острые на языки коллеги-журналисты хоть и пытались вставить слово про права или что-то вроде этого, слишком сильно рисковать не стали.
Усомниться в мощности и силе отечественной авиации нам не пришлось: даже соприкасающимся с летной темой чаще всего по майским праздникам было ясно – вертолеты и самолеты у нас, что надо.
Внимание: на борту дети!
С какой-то детской радостью мы принялись фотографировать и снимать на видео застывшие в подготовительной позе летательные аппараты, то и дело заглядывая в кабины винтокрылых, так и хотелось что называется "порулить". Но опередили нас самые неожиданные гости этого праздника — воспитанники детского сада.
Конечно, я знала, что любви к летному делу покорны все возраста, но то, что у нас министерство обороны готовит профессионалов с ясельного возраста, стало неожиданностью.
На самом деле юные летчики и летчицы оказались обычными туристами, решившими утро пятницы провести с пользой на необычной экскурсии. Вот же до чего дошел прогресс. В свое время, помнится, мы радовались пластмассовым игрушкам и макетам. А здесь тебе – и вертолеты настоящие, и солдатики не оловянные.
Веселые, яркие и такие непосредственные – вот так дети стали главными звездами столичной авиационной базы.
Нате хлеба и зрелищ!
Вдоволь умилившись детскому лепету, мы отправились смотреть на демонстрацию силы и мощи казахстанской авиации. Лучшие военнослужащие ВВС РК уже приготовились к полету, как к ним на борт отправились, угадайте кто? Правильно, везде сующие свой нос и микрофон журналисты. Честно признаюсь, когда нога моя ступила на воздушное судно, меня беспокоил вопрос о квалификации пилотов и сроке эксплуатации железной махины.
"Наши летчики проходят самые сложные виды подготовок к полету. Летают у нас капитаны, старшие лейтенанты. Пилоты — выпускники Актюбинского института сил воздушной обороны, из России есть", — успокоил генерал-майор авиации Даурен Косенов, руководивший тренировкой.
"Эти вертолёты начали выпускаются с 1964 года. Вот этим, которые заруливают, 20 лет. Еще 20 лет могут использовать", — объяснял мне пилот, указывая из иллюминатора на аппараты.
"Главное, чтобы статистика была хорошая", — заметил мой коллега, намекая на то, что было бы неплохо не разбиться сегодня.
"Смотря для кого хорошая. Для похоронного бюро она тоже может быть хорошая", — пошутил наш добрый пилот.
А стоило мне запросить специальный пояс, чтобы насладиться видом из полуоткрытого сдвижного блистера, как мне выдали: "Вы, наверное, где-то застрахованы".
Полет нормальный!
Тренировка наша прошла как нельзя лучше. Экипажи действовали слаженно, а выход летательных аппаратов по месту и времени был точен.
"Тренировки идут раздельно в зеркальном отношении. Самолеты фронтовой авиации проходят тренировку и производят взлет с аэродрома Караганда", — отметил позже командующий ВВС Даурен Жуматаевич.
"Мертвой петли" и других фигур высшего пилотажа на первой тренировке пилоты не выполняли. Завесу тайны относительно того, будет ли во время Парада шоу для столичных жителей, избалованных яркими представлениями, открывать также не стали.
Небо поможет нам!
Военный парад состоится в столице 7 мая. В небесном танце будут кружить порядка 70 летательных аппаратов и резервные борта. Не раскрывая всех карт, военные заинтриговали, сказав, что по количеству задействованного личного состава и техники парад будет самым массовым.
"К Параду привлечены новейшая авиационная техника. Вертолеты МИ-171, МИ – 35, еврокоптеры ЕС-145 и наша гордость – самолеты фронтовой авиации СУ-30 СМ. "Боевые возможности МИ-35 уже опробованы в Сирии, стоят на вооружении многих государств. В этом году будут еще 4 новые машины", — похвастался Даурен Косенов.
По традиции авиация станет доминантовым квинтсептаккордом в симфонии под названием Военный Парад. Стать участником такого торжества для новичков не просто удача, а результат усиленных тренировок. 7 мая исполнится мечта Бердибека Олжаса, парня из Жамбылской области, душа которого, как у Высоцкого, поет "небо – моя обитель". Он участвует в Параде в первый раз.
"Для меня это очень волнительно – событие такого высокого уровня. В первый день подготовки все показывают высокий профессионализм. Дисциплина тут очень важна. Парад предстоит быть масштабным", — поделился впечатлениями старший лейтенант Олжас.
Губы обветрились, волосы запутались, сердце стучало, а живот настойчиво просил не дать ему умереть голодной смертью. И пусть от непривычки немного укачало в полете, но душа, душа-то пела! Вот какая она, казахстанская авиация! Мощная, сильная, удивительная. Знаю точно: мы возвратились с базы полные надежд и веры в отечественные вооруженные силы.