АСТАНА, 13 апр — Sputnik, Катерина Клеменкова. Что делать с нынешней пенсионной системой, над которой в последнее время было проведено немало экспериментов не в пользу рядовых вкладчиков? Этот вопрос политолога Досыма Сатпаева, который возглавляет общественный совет при ЕНПФ, зловеще повис в воздухе.
Не доход, а разорение
Интерес подогревался тем, что представители Нацбанка не смогли убедить собравшихся в том, что могут профессионально управлять пенсионными деньгами. Инструменты инвестирования, о которых они гордо рассказывали, вызвали критику. Экономист Петр Своик даже назвал "разорением бюджета" главное достижение управленцев из ЕНПФ.
Как рассказал заместитель директора департамента монетарных операций Нацбанка РК Нуржан Турсунханов, большая часть государственных бумаг давала доходность ниже уровня инфляции, но в начале 2017 года Нацбанк провел большую и серьезную работу с министерством финансов. И вот какой результат.
"Мы все-таки убедили их в том, что государственные ценные бумаги — это эталон, отталкиваясь от которого будет работать весь финансовый сектор. Все будут отталкиваться от доходностей, которые нам показывает Минфин. В общем, мы пришли к пониманию, и у нас появились бумаги с доходностью от 9 до 10%", — рассказал Турсунханов.
Нацбанк решил, а меня не спросил
Еще одну запланированную "инновацию" по вложению пенсионных денег раскритиковал экономист Жарас Ахметов.
"Получается, наши пенсионные выплаты являются своеобразным налогом, и мы не имеем права распоряжаться своими накоплениями. Когда мы говорим о накопительной системе, мы говорим не о солидарной системе и не о накопительной, а вообще бог знает о чем", — пришел к выводу Жарас Ахметов.
По мнению экспертов, ситуацию значительно усугубляет тот факт, что ЕНПФ стал восприниматься в качестве второго Национального фонда или госбюджета, откуда можно запросто тратить деньги на реализацию тех или иных государственных проектов.
Банки такие банки
Не меньше вопросов было и к казахстанским банкам, которые имеют в своих активах пенсионные деньги, при этом их финансовая стабильность довольно зыбкая.
"1,8 триллиона тенге размещены в банках второго уровня. Причем сам Нацбанк знает качество каждого банка и, скорее всего, размещал там деньги не для того чтобы получить доходность, а для того чтобы помочь банкам", — высказался экономист Галим Хусаинов.
Он напомнил присутствующим и о печальной истории Дельта банка.
"В этом банке были сосредоточены большие пенсионные деньги. Что же сделал Нацбанк? Он дает Дельта банку краткосрочный заем и выводит пенсионные деньги. А представьте, если бы такая ситуация произошла с большим банком, у которого дефолтный рейтинг. В этом банке была размещена большая часть пенсионных денег, и если бы государство не помогло, то одномоментно мы потеряли бы колоссальные деньги пенсионной системы. Нацбанк сейчас в ловушке: с одной стороны, он должен помогать банкам, а с другой стороны, должен защищать интересы вкладчиков", — утверждает Хусаинов.
Машина времени в исполнении Акишева
Многие еще помнят провалившийся опыт по внедрению "чилийской модели" пенсионных накоплений в Казахстане. Был период, когда этими накоплениями (не всегда успешно) управляли различные негосударственные пенсионные фонды, большинство из которых было аффилировано с банками и другими финансово-экономическими структурами.
"Попытки собрать все эти активы под крышу ЕНПФ также не стало гарантией более эффективного управления пенсионными вкладами, тем более что существенный удар по этим вкладам нанесли инфляция с девальвациями. А при объединении всех этих фондов в ЕНПФ было заявлено о списании около 90 миллиардов тенге пенсионных накоплений граждан страны", — напомнил Досым Сатпаев.
В общем, финансовые скандалы в ЕНПФ, которые привели к активному обсуждению проблем пенсионной системы, скорее всего, закончатся реформой. Эксперты разных уровней признают неизбежность реформы, без которой государству нечем будет платить пенсионерам через несколько лет. Вопрос в том, какой должна быть реформа, чтобы отвечать интересам казахстанцев.