АСТАНА, 26 мар — Sputnik, Баубек Коныров. Мастер миниатюрной пластики Руслан Джунусов бережно хранит небольшую коробку. В ней можно увидеть различные деревянные фигурки, среди которых женщины и мужчины разных возрастов, сказочные персонажи, предметы быта, животные и даже известные люди.
В одном из кабинетов Дворца школьников в Астане он рассказал Sputnik Казахстан о тонкостях деревянных шедевров и поведал историю, как студент-биолог "заразился" этим увлечением, которое длится уже около 30 лет.
Если сказать точнее, миниатюрной скульптурой, или, как еще называют это направление, миниатюрной пластикой, член союза художников РК, педагог дополнительного образования высшей категории Руслан Джунусов начал увлекаться с 1988 года. Во время летней практики в университете он увидел, как один студент из дерева маленьким резачком делает фигурки. Позже, выпросив у ровесника инструменты, решил попробовать сделать что-то похожее в тогда еще новом, но сильно заинтересовавшем его деле. В результате получилась фигурка, которую мастер назвал "Гномик с мешочком счастья".
Первая работа дала толчок для дальнейшего творчества. Новое увлечение тесно связано с древней японской техникой нэцкэ, такие изделия использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде. Нэцкэ, выполненный японскими мастерами, не мог стоять на какой-либо поверхности. У нашего героя все фигурки станковые, которые можно поставить на стол или полку.
"Но можно сказать, что искусство миниатюрной скульптуры развивалось не только в Японии. Известно, что в ходе раскопок в Берельских курганах археологи находили небольшие фигуры. Это говорит о том, что на территории Казахстана миниатюрная скульптура также была развита и, возможно, имела сакральное значение", — рассказывает педагог.
Кроме того, за время увлечения делом мастер посетил Россию и познакомился с опытом мастеров из Магадана, которые вырезали похожие фигурки, но из костей оленей или бивней моржей. Тогда же удалось узнать одну хитрость – непосредственно перед резкой лучше сделать подробный эскиз на бумаге, а потом попробовать повторить это на пластилине или с помощью воска.
Как отмечает сам мастер, после эскизов и составления плана работы становятся еще качественнее и лучше. В случае, если эскиз заранее не прорисовывается, то процесс работы может проходить в "рваном" темпе – пока идет мысль и представление о том, какой будет фигура, мастер может работать над куском дерева, но потом прекращает, чтобы не испортить окончательный образ.
"Все должно быть из цельного куска, разделять и склеивать нельзя. Это будет уже не то. Когда с эскизом, то образ уже разработан и, соответственно, уходит меньше времени. После можно покрыть фигуру льняным маслом, которое имеет свойство застывать как лак. Благодаря тому, что масло становится твердым, фигурка выглядит как восковая и становится защищенной от влаги", — объяснил Руслан Джунусов.
У резчика миниатюры, по его словам, обычно не бывает застоя в творчестве. Все заранее описывается в эскизах, исключая момент ошибок, всегда есть тема для работ, ввиду дефицита таких изделий, которые, к слову, всегда интересны потенциальным заказчикам, готовым платить за небольшую фигуру приличные суммы.
"Люди делают заказ, оплачивают, но это обычно не родственники, а подчиненные или друзья. Иногда хотят чем-то интересным удивить, поэтому такая миниатюрная скульптура дарится, как, например, фигурка Кулагина. А Тасмагамбетов сам, как личность, интересный человек. Это уже не был заказ, я сам сделал. Одно время думал, что, может быть, буду вырезать наших известных граждан, которые что-то сделали для развития страны. Но, допустим, президента не рискну, потому что на это, если не ошибаюсь, нужно разрешение. Если разрешение дадут, то, думаю, можно будет сделать фигуру главы государства", — признался педагог.
Возвращаясь к процессу подготовки, мастер рассказывает, что детям лучше всего дать возможность поработать с липой, которая более мягкая. Но можно учиться и на твердых видах деревьев, как, например, орех, груша, яблоня, самшит или сандал.
Первое время, по словам мастера, был дефицит с деревом, поэтому приходилось ходить на мебельную фабрику, чтобы доставать необходимые обрезки. Сейчас ситуация изменилась – можно делать заказы через интернет с доставкой. После вложенного для создания фигуры труда стоимость возрастает в разы – 1-1,5 тысячи долларов.
"В России сильно развит народный промысел, как липовый мишка или холмогорская игрушка, а у нас такого нет. Хотя если взять нашу мифологию, наш эпос, то образов и героев очень много. Всегда найдется, что сделать из дерева. Поэтому здесь застоев в творчестве не может быть. Чем они хороши? У любого человека может быть своя коллекция таких фигурок, которые хозяева будут ценить и передавать по наследству", — считает Джунусов.
Подсчеты созданных фигур, по его словам, не проводились, но ориентировочно за годы творчества было сделано 200 миниатюр. Из них практически все было выкуплено или находится в музее. Так, в частных коллекциях можно найти работы в Америке, России, Казахстане, Германии и две работы в музее современного искусства в Амстердаме.
Мастер говорит, что на сегодня он единственный в Казахстане, кто может создавать такие миниатюрные скульптуры, не считая, наверное, его ученика Геннадия Пархоменко, который после обучения начал преподавать сам. Как признался в завершение беседы педагог, чтобы овладеть таким искусством, помимо таланта, нужно быть усидчивым, обладать богатой фантазией, терпением и твердостью духа, чтобы довести начатое до конца.