АСТАНА, 23 мар – Sputnik, Дмитрий Покидаев. В ходе первого государственного визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Казахстан, в четверг, он вместе с Нурсултаном Назарбаевым вольно или невольно подчеркивал: в отношениях Астаны и Ташкента пишется новая страница.
Барьеры сломаны, возможности открыты
"В последнее время совершенно по-другому стали развиваться наши отношения: только за последние пять месяцев или четвертый квартал прошлого года товарооборот между нашими странами вырос на 30 процентов с обеих сторон, включая новые товары, — констатировал во время совместного после переговоров с Мирзиёевым заявления Нурсултан Назарбаев. — Открыты четыре торговых дома, продано нами на 30 процентов больше зерна и импортировано узбекских фруктов и овощей на 25 процентов, чем за все предыдущее время к нам пришло. Это благодаря тому, что новое руководство Узбекистана полностью открыло все возможности торговли и сняло барьеры", — добавил он.
Тут поневоле вспомнилось, как лет пять назад таксист в Ташкенте рассказывал, что его родня не хочет собирать черешню в своем саду полностью, и ту склевывают птицы. Не хочет, потому что соседям ее не продашь – у них своя есть, а за границу ее не вывезешь – не выпускают. Интересно, теперь на казахстанских базарах можно будет найти ящички с черешней родни того таксиста? Или она махнула рукой на садоводство задолго до того, как пять месяцев назад начали улучшаться торговые отношения с другими странами? Тут, правда, стоит отметить, что и при Каримове Астана и Ташкент занимали ведущие позиции в двухстороннем торгово-экономическом партнерстве в центрально-азиатском регионе.
"Объем товарооборота между нашими странами по итогам прошедшего года составил около 2 миллиардов долларов", — сообщил Нурсултан Назарбаев. Казахстанский лидер добавил, что сейчас более 800 предприятий с участием узбекского капитала работают в различных сферах экономики Казахстана. "В рамках состоявшихся переговоров наши правительства приступили к детальной, практической проработке достигнутых договоренностей", — пообещал он, имея в виду нарастающее в экономике сотрудничество.
Это намерение подтвердил и его коллега: "Региональное сотрудничество дает свои реальные результаты, и, как мы с вами уже в узком кругу договорились, мы его будем расширять, — сказал Мирзиёев. — Это, я думаю, не только соседние приграничные регионы, вот у нас два хакима здесь присутствуют – это соседи, а все регионы. Мы в нашей дорожной карте обозначим, чтобы все хакимы обязательно приезжали в Казахстан и ваши акимы приезжали в Узбекистан. Нам надо все дороги открыть", — подчеркнул он.
Лед на Арале, Сырдарье и Амударье тронулся
Тем не менее какие бы сложности не существовали во взаимоотношениях двух государств во времена Ислама Каримова, оставленный им задел в двусторонних отношениях, по оценкам президентов двух стран, вполне позволяет сделать новый рывок. "Между Узбекистаном и Казахстаном сегодня нет нерешенных проблем: ни территориальных, ни пограничных, ни политических, ни экономических. Мы открыты, как чистый лист для того, чтобы заполнить благими делами на благо наших народов", — заявил Назарбаев.
Это подтвердил и президент Узбекистана. "Мы особо отметили, что водные ресурсы трансграничных рек Центральной Азии являются общим благом народов региона, мы также обменялись мнением по вопросу строительства новых гидротехничнеских сооружений на этих реках", — сказал Мирзиёев и уточнил позицию Ташкента: согласно ей, такие действия должны осуществляться на основе конструктивного подхода и компромисса, при котором не ущемляются интересы других заинтересованных государств, а также в соответствии с общепризнанными нормами международного водного права. "В этом плане мы поддерживаем инициативу ООН о заключении международных конвенций по рациональному и справедливому использованию водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи", — практически поставил жирную точку в водном вопросе президент Узбекистана.
Теперь осталось эти конвенции заключить, чтобы подтвердить благие намерения документально. Помимо этого, по словам Назарбаева, на переговорах был затронут вопрос о ситуации вокруг спасения Арала. "В очередной раз пришли к единому мнению, что международный фонд спасения Арала является ключевой платформой, способствующей решению этой проблемы и для контакта стран", — сказал президент Казахстана.
Безопасность прежде всего
Экономика и трансграничные реки были не единственным злободневным вопросом для новых властей Узбекистана: переговоры проходили 23 марта, в день, когда стало известно об очередном теракте в Лондоне. И здесь о необходимости совместно противостоять вызовам терроризма и экстремизма в регионе говорил в основном Шавкат Мирзиёев.
По его словам, складывающаяся ситуация устойчиво требует усиления действенных мер по упреждению, пресечению и нейтрализации угроз международного терроризма, ползучей экспансии воинствующего экстремизма, религиозного радикализма, наркотрафика. В этой связи Мирзиёев отметил, что впервые за долгие годы Астана и Ташкент запустили механизм двусторонних консультаций под эгидой Совета безопасности. Первая встреча в рамках этой структуры состоялась 10 марта в Ташкенте – и, по словам президента Узбекистана, ему доложили: многие вопросы могут быть решены "на месте", то есть без вмешательства высшего руководства двух стран. Опять же, судя по всему, оперативнее, чем раньше…