АСТАНА, 7 мар – Sputnik, Сергей Ким. Полторы сотни билбордов, принадлежащих компании ТОО "Billboards Empire" в Алматы, снесли в рамках закона: масштабный демонтаж рекламных конструкций на пяти выездах из города произведен в соответствии с решением маслихата, утверждают в акимате Алматы.
Накануне исполнительный директор "Billboards Empire" Наиль Ахмеджанов высказал Sputnik Казахстан мнение о том, что билборды компании, снесенные в ночь на 5 марта, украли, так как никаких разрешительных документов на проведение работ сотрудникам рекламной компании не показали, а какого-либо решения суда о сносе конструкций не было. В связи с этим представители ТОО написали заявления в полицию и сейчас проводится расследование инцидента. Сам же Ахметжанов предположил (еще до официального заявления городских властей), что произошедшее укладывается в "антибилбордовую кампанию", начавшейся в позапрошлом году с принятием решения маслихата и продолжающейся весь прошлый год.
"Кто-то воспользовался именно тем, что акима сейчас нет, он в отпуске. Но кто-то имеет серьезный кредит доверия на такое", — сказал он.
Вот краткая хронология "антибилбордовой войны" в Алматы.
30 ноября 2015 года – на внеочередной 45-й сессии маслихата Алматы в правила благоустройства территории Алматы вносятся дополнения: утверждены форматы и размеры рекламных конструкций на территории города. Депутатов не устраивают большие билборды размером 3 на 6 метров, вместо которых в поправках внесена другая размерность – 2,15 на 3,14 метра.
26 января 2016 года – аким Алматы Бауыржан Байбек, выступая в столичном СЦК, клеймит рекламные компании, уводящих доходы, по словам градоначальника, в тень.
"В Алматы, вы видите, большие черные зияющие билборды, они стоят наискосок. Билборд не должен мешать транспорту. В городе 2 тысячи рекламных конструкций — это очень хороший бизнес. Каждый из них приносит от 150 тысяч до 500 тысяч тенге, надо сказать, это теневой рынок. В договорах написано, что бюджет должен получать 20% в виде налога, но рынок непрозрачен, нам реальную прибыль не показывают, и мы не получаем больших налогов", — обличал рекламщиков Байбек.
Тем самым аким обозначает свою категорическую позицию: аким поддерживает городской маслихат, который, в свою очередь, является рупором населения.
25 марта 2016 года – прокуратура города Алматы опротестовывает законность решения маслихата, информацию о выводах размещает на официальном сайте. Выдержки из заключения надзорного органа: "… имеет место ужесточение регулирования (подпункт 16-2 статьи 1 Закона "О частном предпринимательстве" (далее – Закон), действовавшего на момент принятия указанного решения маслихата).
Вопреки указанному, разработке и принятию вышеуказанного решения маслихата проведение обязательного анализа регуляторного воздействия не предшествовало.
Кроме того, маслихаты не уполномочены на регулирование предпринимательской деятельности в сфере рекламы".
Весна-осень 2016 года — рабочая группа акимата обсуждает с владельцами рекламных билбордов большого формата пути решения проблемы. По некоторым данным, в том числе прорабатывается вопрос зонирования города для легализации установки билбордов в специально отведенных местах.
В октябре 2016 года, по информации Наиля Ахмеджанова, прошла последняя встреча рабочей группы акимата по обсуждению проблемы билбордов с предпринимателями, а концепция зонирования так и не претворяется в жизнь.
5 марта 2017 года удивленные горожане замечают обрушенный рекламный LED-дисплей на алматинском Арбате. Позже городские власти прокомментируют инцидент: конструкция демонтирована в плановом режиме. Вскоре выясняется: другая рекламная компания — "Billboards Empire" − потеряла за минувшую ночь около 150 билбордов. Как уже известно, их сносят согласно решению маслихата от 30 ноября 2015 года.