АСТАНА, 2 мар — Sputnik, Сергей Ким. Sputnik Казахстан поговорил с главой ассоциации Юлией Денисенко, которая рассказала, почему журналисты зачастую волей-неволей выступают на стороне террористов и почему огромные бюджетные средства, выделяемые на информационную антитеррористическую борьбу, по ее мнению, уходят в никуда.
- Зачем нужно консультировать СМИ и блогеров по вопросам религии?
– Есть еще этические моменты…
— Масса этических моментов. Если мы обвиняем какую-то организацию в распространении религиозной розни, ни в коем случае нельзя самим становиться экстремистами и в своих статьях разжигать религиозную рознь. Кроме этических, правовых моментов, есть еще вопрос качественной подачи материала: насколько грамотно и "вкусно" он преподносится. Ни для кого не секрет, что есть государственный заказ на подобные материалы, и к нему относятся довольно формально: те же телепрограммы составляются скучно, не поднимаются никакие по-настоящему злободневные вопросы. Государственные деньги, наверное, уже миллиардами утекли непонятно куда, рейтинг материалов нулевой, никто их не смотрит. Вроде бы и есть эта информационная политика, но ее как бы и нет. Эти вопросы наш центр попытается если не решить, то хотя бы внести свою лепту.
– Какие злободневные вопросы, например?
– Вы упомянули низкое качество создания материалов. Какие типичные ошибки совершаются журналистами?
— Типичные ошибки — это неправильное использование терминологии.
– Например?
Еще одна типичная ошибка. Допустим, некоторые новые религиозные объединения часто СМИ называют сектами, деструктивными религиозными объединениями, хотя они у нас официально зарегистрированы, имеют большое количество приверженцев. И это не может с их стороны не подвергаться критике, и они абсолютно правы.
– Здесь хотелось бы разъяснений.
— Есть большая разница между деструктивной религиозной организацией и деструктивной деятельностью. Если деструктивной организацией можно смело назвать все запрещенные у нас, вроде "Аум синрикё", оккультные организации, террористические, экстремистские, то разрешенные официально организации я не имею права называть деструктивными. Да, есть отдельные моменты деструктивной деятельности, но это конкретные факты.
— У нас нет такого термина "деструктивная организация". Есть запрещенные и разрешенные. Но с точки зрения религиоведческой позиции, законов, норм морали и этики журналистской нельзя эти понятия обобщать. Если мы говорим о конкретном случае разрушения семьи, распространения дезинформации со стороны любого религиозного объединения, то это деструктивная деятельность, которая осуществляется здесь и сейчас. Но нельзя обвинять всех и вся, пока не доказаны эти факты.
– В суде?
— Организация должна быть, как минимум, признана несоблюдающей законодательство Республики Казахстан. У нас по закону запрещены организации, которые разрушают семьи, занимаются привлечением несовершеннолетних к своей деятельности без согласия родителей, вовлечением через благотворительную деятельность. Но официально за это сами организации ответственность не несли, несли ответственность конкретные физические лица. Поэтому в СМИ тоже нужно эти моменты учитывать.
– Помните историю с "алматинским стрелком"? Появляется человек, который перемещается по городу и стреляет в полицейских. До его задержания и окончания расследования можно ли его называть террористом, а сами его действия терактом? Или надо ждать официальное заявление властей, но учитывайте, что первые заявления будут сделаны до окончания досудебного и судебного следствий, только по результатам которых может быть квалифицировано его преступление.
– Но они же могут ошибаться.
— Журналист может высказываться, ссылаясь на источник информации. В этом случае он ответственности не несет.
– Расскажите, пожалуйста, об Ассоциации центров исследования религий.
— Это объединение я возглавляю с 2009 года, с самого основания, оно занимается проблематикой государственных конфессиональных отношений, личных отношений граждан с религиозными объединениями. Это исследовательская, консультативная деятельность, реабилитация, обучение специалистов, различных категорий граждан правовой грамотности, религиозной грамотности. Сфера нашей деятельности огромна. Все консультации предоставляются бесплатно и добровольно.