Пропаганда госполитики обходится Казахстану дороже социальной сферы

© Sputnik / Валерий Мельников / Перейти в фотобанкДеньги в пластиковом стакане в руке бедняка
Деньги в пластиковом стакане в руке бедняка - Sputnik Казахстан
Подписаться
Правительство Казахстана ежегодно тратит более 45 миллиардов тенге на проведение государственной информационной политики. При этом зачастую расходы на информполитику или пропаганду превышают финансирование других социально важных статей бюджета

АСТАНА, 2 мар - Sputnik. Правительство Казахстана ежегодно тратит более 45 миллиардов тенге на проведение государственной информационной политики. При этом зачастую расходы на информполитику или пропаганду превышают финансирование других социально важных статей бюджета, указал в своей аналитике белорусский эксперт, экономист Владимир Ковалкин.

Ковалкин специализируется на анализе госбюджета в Беларуси, но, по его словам, бюджеты почти всех стран строятся по единым принципам, не сложно сопоставить статьи расходов и обозначить риски.

Девушка держит флаг Казахстана - Sputnik Казахстан
Казахстан вошел в топ-50 экономически свободных стран мира
Эксперт указал на Индекс восприятия коррупции. По данным международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International, Россия, Беларусь и Казахстан находятся в зоне высокого риска. В настоящее время Казахстан занимает 131 строчку в рейтинге.

"Чем выше коррупция, тем хуже дела обстоят со свободой слова и прессы. В отношении СМИ у стран с высоким риском наблюдаются два риска, особенно в отношении расходования средств налогоплательщиков", – пояснил Владимир Ковалкин в ходе экспертной диалоговой площадки по вопросам госфинансирования прессы в Астане.

Первый – "разбазаривание" денег налогоплательщиков, прямая коррупция и ситуация, когда бюджетные деньги расходуются не эффективно, то есть выделяются, а продукт или услуга не оказываются, либо они такого качества, что конечный клиент – гражданин – его и потреблять не хочет.

Второй риск – желание политиков и чиновников "оседлать прессу" и передать информацию так, чтоб власти выглядели выгодно. Тогда информполитика превращается в пропаганду. Это ключевое отличие – когда мы даем объективную информацию или стараемся как-то приукрасить реальность в чью-либо пользу, считает эксперт.

Архивное фото школьного учителя в опустевшем классе - Sputnik Казахстан
Коррупция в школе: "мертвые души" не по Гоголю
Чтобы наглядно показать, что это означает, Ковалкин использовал "метод 38 попугаев", – сопоставив различные статьи в той или иной сфере с расходами на информационную политику. Простыми словами, в Казахстане на освещение развития языка тратится денег больше, чем на само развитие языка.

"Я сопоставил госрасходы по разным статьям, чтобы люди поняли, что с чем соотносится, поскольку гражданине в своей жизни мало оперирует миллионами и миллиардами – им непонятно. А вот когда вы можете увидеть, сопоставить расходы на образование с расходами на информполитику (48 миллиардов тенге), становится понятно, сколько можно было бы отправить в школы или на здравоохранение, и на сколько это соотносится с затратами на пропаганду", - заявил экономист.

Так, расходы на дошкольное образование в Казахстане в 2016 году составили 116 миллиардов тенге, на помощь онкобольным – 8 миллиардов тенге, соцобеспечение сирот – 10 миллиардов тенге, на развитие водоснабжения – 13 миллиардов тенге, на развитие ЖКХ – 4 миллиарда тенге.

"Безусловно, каждое государство проводит информационную политику, это важная часть расходов любого бюджета, от нее отказаться нельзя, но сопоставить расходы по этой и другим статьям налогоплательщик имеет право", – указал белорусский эксперт.

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев - Sputnik Казахстан
Радио
Сагинтаев поручил жестко пресекать саботаж нового механизма госзакупок
По информации Transparency International, в странах с высоким коррупционным риском примерно 20-25% средств, выделяемых на госзакупки, тратятся неэффективно, то есть разворовываются, из них примерно половина – это прямые откаты и взятки, вторая половина – неэффективное расходование средств, связанное с покупкой чего-то ненужного, некачественного.

"Таким образом, 20%, или 9,6 миллиарда тенге, можно спокойно отправить на важные социальные нужды населения. Это то, что вы можете требовать у политиков и чиновников, а если они будут отзывчивы к вашим требованиям, то пойдут вам навстречу и помогут вам, как налогоплательщикам, сэкономить эти деньги и улучшить другие социальные программы", – заключил Ковалкин.

Лента новостей
0