АСТАНА, 28 фев — Sputnik. Суд согласился с нарушениями в расследовании по громкому делу о пожаре в бизнес-центре Almaty Towers. Сегодня в Бостандыкском суде №2 Алматы в рамках предварительного слушания дело было возвращено в прокуратуру по ходатайствам сторон.
На скамье подсудимых — директор ТОО "Батутный центр Jump" Даурен Туяков. Он подозревается по статье 292 УК РК часть 3 — Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. В случае доказательства вины Туякову грозит от пяти до десяти лет лишения свободы.
"Я прошу обратить внимание на то, что в декабре следственная группа, руководитель Хишанло, незаконно выделила уголовные дела в отношении остальных лиц, хотя они тесно связаны с данным пожаром: это сварщик Жук, директор арендодателя Наслузов, инженер по технике безопасности КСП "Almaty Towers" Капушев и многие-многие другие. Всех я перечислять не буду, все это изложено в моем ходатайстве, направленном вам ранее, — заявил адвокат Туякова Джохар Утебеков.
Он обратился к суду с просьбой обратить внимание на то, что 27 января Туякову предъявлялось более мягкое подозрение — по статье 254-й ("Недобросовестное отношение к обязанностям" — прим.), прокуратура вернула дело на дополнительное расследование, и в постановлении прокурор Бостандыкского района Жумаканов отразил то, что при новом расследовании следственно-оперативная группа должна изобличить всех остальных виновных в этом пожаре, в гибели людей, в том числе назвав конкретные фамилии — директора арендодателя TOO "SDB Group" Наслузова Дениса и инженера по технике безопасности КСП "Almaty Towers" Капушева Жаната.
Алимжан Оралбай, второй адвокат директора батутного центра, обратил внимание суда на другое основание для возврата дела на досудебное расследование.
"Согласно статье 64 мой подзащитный не был допрошен после того, как ему было вручено 3 февраля новое постановление о квалификации его деяний… 27 января 2017 года дознаватель квалифицировал его действия по статье 254, в последующем, 3 февраля, его действия были квалифицированы по части 3 статьи 292. Его положение это ухудшило. Дознаватель был обязан его допросить и узнать отношение к предъявленному обвинению, однако этого не было сделано. Как только он вручил нам постановление о квалификации, он сразу вручил нам уведомление об окончании досудебного расследования. Это говорит о предвзятости досудебного следствия… Я прошу вернуть уголовное дело в прокуратуру Бостандыкского района", — заявил адвокат Туякова Алимжан Оралбай.
Адвокат Джохар Утебеков, не дожидаясь главного судебного разбирательства, предложил проверить показания подзащитного на детекторе лжи.
"Мы увидели это постановление о квалификации новое, обвинительный акт. (…) Раньше Туякову никогда не предъявлялось в вину то, что он якобы закрыл дверь эвакуационного входа на ключ. Из обвинительного акта мы так и не узнали, какими доказательствами это подтверждается, что дверь выхода закрыл именно он. Поскольку раньше этого в ходе предварительного следствия не предъявлялось, поменялось подозрение, предъявленное обвинение, мы просим суд назначить психолого-психиатрическую экспертизу с применением полиграфа, в простонародье "детектора лжи". Единственный вопрос – "Кто конкретно закрыл дверь эвакуационного выхода на ключ?". Поставить такие вопросы к Туякову и к свидетелям, которые дают соответствующие показания против него — это Кошкаров Михайло, Сергазиев Абай, Бурибай Нурлан и Ажихан", — сказал Утебеков.
"Все члены семей приехали для того, чтобы выяснить правду, и, с учетом того, что здесь сидит и за всю технику безопасности отвечает только Туяков, хотя у нас вообще вопросы к пожарной безопасности как таковой, считаем, что круг лиц был очень сильно сужен. Считаем, что данное дело должно быть возвращено в органы дознания и проведено объективное расследование обстоятельств, потому что требования пожарной безопасности не были соблюдены", — сказал Бекполов.
Спустя час судья Роман Селицкий, выйдя из совещательной комнаты, огласил решения по всем ходатайствам.
"Поскольку органом досудебного расследования были существенно нарушены права потерпевших и подсудимого, что может помешать всестороннему, полному и объективному обстоятельств дела, суд в силу требований статьи 321, статьи 323 Уголовно-процессуального кодекса считает необходимым дело вернуть прокурору для устранения нарушений", — прочитал он.
Прекращение ареста Туякова он посчитал неоправданным и продлил срок пребывания подозреваемого в СИЗО на месяц с момента получения дела прокурором. Что касается проверки показаний подсудимого на полиграфе, экспертиза если и будет проведена, то только в рамках судебного следствия, поэтому на данный момент ходатайство удовлетворено не было.
Пожар в бизнес-центре Almaty Towers произошел 6 ноября и унес жизни шести человек — сварщика и студентов, занимающихся ремонтными работами. Позже выяснилось — нескольким рабочим удалось спастись: в помещении было два выхода, людям удалось выбраться через один из них. Другим не повезло: вторая дверь оказалась запертой, они отравились угарным газом. По словам Джохара Утебекова — адвоката арестованного директора батутного центра Даурена Туякова — администрация здания могла закрыть дверь из-за сданной смежной площади в аренду.