АСТАНА, 27 фев — Sputnik, Дмитрий Покидаев. Руководство правления национальной палаты предпринимателей Казахстана "Атамекен" считает, что разработка в России законопроекта, закрепляющего полномочия правительства РФ на введение запретов при обороте отдельных категорий товаров, ставит под вопрос использование транзитного пространства соседней страны казахстанским бизнесом.
Прощай, Made in…?
На этом список товаров, на которые Москва может наложить "вето" в одностороннем порядке, по данным НПП, не исчерпывается. "В проекте федерального закона также определено право введения запретов и на иные категории, определяемые указами президента Российской Федерации. Несомненно, это право каждого суверенного государства, но (…) у нас вызывает опасение тот факт, что изменения вносятся в федеральный закон "О таможенном регулировании в РФ", — прокомментировала законопроект член правления НПП "Атамекен" Дана Жунусова.
По ее словам, понятие оборота, определенное в проекте российского документа, включает в себя практически все вопросы таможенного регулирования, уже охваченные Таможенным законодательством Таможенного союза. То есть приходит с этим документом в противоречие.
Она напомнила, что уже проводимая правительством России "санкционная война" с западными странами "привнесла дискомфорт в налаживающиеся экономические отношения в Евразийском Экономическом Союзе".
"Для Казахстана, в частности, это выразилось в запрете на ввоз продукции из санкционного перечня на территорию России, многократном усложнении условий транспортировки подобных товаров по российской территории — пломбировании, сопровождении грузов, строго установленных маршрутах следования, постоянных досмотрах надзорных органов в пути", — заметила Жунусова.
Зачем одному туловищу два бронежилета?
В случае же принятия нового законопроекта, опасается она, его нормы на практике могут быть применены для полного запрета транзита "санкционной" продукции по территории России в Казахстан. Член правления НПП напоминает, что только 25% из общего объема товаров изъятий ввозится в Казахстан по сниженным ставкам ВТО, а оставшиеся 75% по-прежнему импортируются в соответствии с единым таможенным тарифом. При этом согласно правовой базе Союза реэкспорт товаров, ввезенных в Казахстан по ставкам ВТО, уже сейчас de facto запрещен к вывозу в другие страны ЕАЭС.
"В свою очередь товары из "санкционного" списка России, как известно, при обнаружении их оборота в Российскую Федерацию подлежат ликвидации, что неоднократно демонстрировал Россельхознадзор, публично уничтожая сельхозтехникой горы продовольствия. Замечу, что эти же товары приходят в Казахстан с такими проблемами, что полностью отсутствует рентабельность их вывоза в Россию", — приводит Жунусова еще один довод в пользу того, что нынешняя политика соседнего государства и так надежно защищает ее от попадания на внутренний рынок "запретных плодов".
В конечном же итоге, исходя из того, что чиновники и исполнители законов на всем постсоветском пространстве одинаковы, НПП "Атамекен" опасается того, что данный законопроект послужит поводом контрольно-надзорным органам соседнего государства для "абсолютно беспричинного ужесточения контроля при перемещении товаров из стран ЕАЭС, осложнив тем самым и без того незавидные реалии казахстанских предпринимателей".
Между тем, по ее сведениям, на сегодняшний день порядка 50% товаров из Перечня изъятий РК — это европейские товары, следующие в Казахстан транзитом через территорию Российской Федерации. И если опасения НПП оправдаются, то после принятия этого закона многие производства республики, "заточенные" на комплектующие из Европы и на торговлю на рынке Казахстана европейскими товарами, могут столкнуться с проблемами транзитных поставок.