Три кита ВВП: Кашаган, обработка и инфраструктура

© Sputnik / Анатолий УстиненкоАрхивное фото Кашаганского морского месторождения нефти в Каспийском море на западе Казахстана
Архивное фото Кашаганского морского месторождения нефти в Каспийском море на западе Казахстана - Sputnik Казахстан
Подписаться
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов объяснил, из чего сложится рост ВВП в 2,5% в Казахстане в этом году

АСТАНА, 23 фев – Sputnik. Министерство национальной экономики Казахстана ожидает в этом году увеличения объемов нефтедобычи и производства продукции обрабатывающей промышленности, а также повышения транзитного потенциала страны за счет реализации инфраструктурных проектов: все это в сумме должно дать, по мнению главы экономического ведомства Тимура Сулейменова, рост внутреннего валового продукта в 2,5%.

Изначально правительство страны оценивало рост ВВП в текущем году более сдержано – на уровне 1,9%, однако в середине февраля Тимур Сулейменов заявил, что прогноз пересмотрен в сторону увеличения за счет "некоторых факторов", касающихся как прошлого, так и нынешнего года. О том, что это за факторы, глава министерства национальной экономики рассказал подробно на коллегии своего ведомства в четверг.

Кашаган как драйвер роста

Министр в ходе коллегии вновь подчеркнул, что пересмотр параметров экономического развития страны осуществлен "с учетом постепенно улучшающейся внутренней и внешней ситуации". И озвучил три основных драйвера этого улучшения: вновь запущенное месторождение нефти Кашаган, рост в обрабатывающей промышленности и реализацию инфраструктурных проектов.  

"В 2017 году основными драйверами станут традиционные системообразующие отрасли: увеличен прогноз добычи нефти с 79,5 до 81 миллиона тонн за счет наращивания добычи на Кашагане, — сказал Сулейменов. – Также к драйверам относятся основные отрасли обрабатывающей промышленности: за счет ввода проектов программы индустриализации и продолжения реализации госпрограммы "Нұрлы жол" прогноз динамики роста обработки увеличен с 1,2% до 2,6%".

Архивное фото нефтяного месторождения Кашаган - Sputnik Казахстан
Запуск Кашагана назван мощнейшим событием в мировой экономике за 50 лет
Ну и, наконец, в министерстве национальной экономики рассчитывают на дополнительный "толчок" за счет увеличения транзитных грузов и повышения транзитного потенциала страны. "Завершение инфраструктурных проектов госпрограммы "Нурлы Жол" способствует повышению динамики роста транспортной отрасли до 4%", — утверждает Сулейменов. — В целом отмеченные факторы способствуют улучшению динамики развития экономики, и в текущем году мы ожидаем рост ВВП на уровне 2,5%".

Налоговая система: реформа на фоне сохранения

Министр также напомнил, что в этом году в рамках реализации послания президента в стране будет разработан новый налоговый кодекс.

"Мы обязаны сохранить и желательно расширить базу сбора налогов, вместе с тем мы обязаны переформатировать в целом налоговую систему на достижение целей, указанных в послании, — заявил глава министерства. — В связи с этим мы будем совершенствовать механизмы взимания налога на добавленную стоимость, упрощение налогового администрирования в целом, совершенствование системы недропользователей, то есть нам необходимо повысить привлекательность наших базовых отраслей и обеспечить режимы, позволяющие расширять нашу минерально-сырьевую базу".

Расширенное заседание правительства под председательством Нурсултана Назарбаева - Sputnik Казахстан
Как Назарбаев Налоговый кодекс критиковал и советы чиновникам давал
Он пообещал, что в ходе этой реформы будут отменены "все неэффективные налоговые льготы, которые не отвечают интересам третьей модернизации нашей страны". Одновременно в целях приведения соответствия национального таможенного законодательства с Таможенным кодексом Евразийского Экономического Союза в Казахстане будет разработан новый национальный Таможенный кодекс. "Мы имплементируем нормы Таможенного кодекса Евразийского союза и также включим дополнительные нормы, которые обеспечивают упрощение таможенных процедур", — напомнил Сулейменов.

Деньги МФО – тоже драйвер

Возвращаясь к третьему киту роста ВВП – реализации инфраструктурных проектов – министр пояснил, где Астана собирается брать деньги на их реализацию: донором будут выступать не только бюджет, но и международные финансовые организации, сотрудничество с которыми, по словам Сулейменова, Казахстан намерен наращивать.

"В целях привлечения инвестиций в экономику страны продолжится расширение сотрудничества с международными финансовыми организациями. В текущем году в рамках этого сотрудничества ожидается начало реализации 21 проекта на общую сумму свыше 1,5 миллиарда долларов по таким направлениям, как развитие социальной инфраструктуры, реконструкции автомобильных дорог, модернизация сельскохозяйственной и муниципальной инфраструктуры, а также привлечение кредитных линий на поддержку малого и среднего бизнеса", — сказал Сулейменов.

По его словам, для ускорения начала реализации этих проектов будет проведена работа по сокращению сроков внутригосударственных процедур для подписания соглашений о займе от международных финансовых организаций до 5-6 месяцев (сейчас этот срок составляет от 10 месяцев до года).

Продукты будут стоить столько, сколько стоят

В общем, вопросы макроэкономики у экономического блока кабмина вызывают одно сплошное удовлетворение. А вот вопрос о том, как исполнительные власти намерены сдерживать цены на социальнозначимые товары, заданный журналистами в кулуарах коллегии, удовлетворения у министра не вызвал.

"Это вопрос к нашему бизнесу, покупательской способности, но базовые экономические теории и практика говорят о том, что будет продано за столько, за сколько готовы будут купить, — заявил Сулейменов. — Очень хорошим примером является рынок недвижимости, ведь он не пересчитывался. Несмотря ни на какие девальвации, цены сохранились. И если мы готовы покупать по более высоким ценам — повысят, если не готовы – понизят", — добавил он.

Асет Исекешев - Sputnik Казахстан
Радио
План Исекешева: как снизить цены на продукты в Астане
По мнению министра, вопросы цен нужно решать "наращиванием собственного предложения, снижением барьеров, издержек, расшивкой узких мест, повышением конкуренции". И – инфраструктурным развитием страны. "Если одна маленькая узкая дорога ведет с юга на север или на запад, ясно, что цены (на товары, транспортируемые по этой дороге) не упадут, если это будет большая широкополосная оборудованная дорога, конечно, это будет повышать предложение. Поэтому рост предложения наращивания транспортной инфраструктуры, борьба с издержками, непроизводительными расходами – это должно привести к выравниванию и нормализации ценообразования", — сказал Сулейменов.

Как сказал бы один герой фильма "Кавказская пленница" в ответ на эту тираду: "Так выпьем же за "Нурлы жол"!".

Лента новостей
0