Александр Ковалев, специальный корреспондент РИА Новости
Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" – ведущее предприятие космической отрасли России, образованное основоположником практической космонавтики, главным конструктором первых ракетных систем Сергеем Королевым. В настоящее время корпорация производит всемирно известные космические корабли "Союз" и "Прогресс", а также разрабатывает новые модули и оснащение для МКС.
— Технологии виртуального моделирования с успехом применяются в автомобилестроении, авиации, при создании модных электронных девайсов. Расскажите, пожалуйста, когда откроется первый в России центр виртуального проектирования космических кораблей, создаваемый в РКК "Энергия"?
— Идея родилась примерно четыре месяца назад, а уже 1 марта 2017 года мы планируем открыть центр. Необходимость его создания очевидна.
Допустим, наши проектанты создают новое уникальное космическое изделие, и им необходимо, например, эргономично вписать в его конструкцию сложное электронное оборудование или проложить оптоволоконный кабель, соединяющий десятки приборов. Можно, конечно, работать по старинке, но тогда и сроки создания изделия будут весьма значительными.
— Ранее вы заявляли, что РКК "Энергия" намерена первой доставить туристов к Луне на борту модернизированного "Союза". Как будет решена проблема радиационной защиты? Какие еще изменения будут внесены в проверенную временем конструкцию "Союза"?
— Речь идет об облете Луны. Думаю, что к 2021-2022 году РКК "Энергия" будет готова первой предоставить эту услугу на международный рынок. Для реализации полета будет использована двухпусковая схема, когда одним запуском на орбиту выводится корабль "Союз", а вторым — разгонный блок ДМ с дополнительным герметичным отсеком. Они стыкуются, далее блок ДМ обеспечивает импульс для облета Луны. Топливо корабля "Союз" в этом случае будет использоваться для коррекции баллистической траектории.
— Может быть, кто-то из заинтересовавшихся проектом восьми человек уже сделал первый взнос? Кто из них может полететь первым?
— Облет Луны космическими туристами может состояться через пять-шесть лет после заключения контракта. Эти условия в настоящее время обсуждаются с потенциальными кандидатами.
— Ранее вы заявляли, что Россия планирует высадить первого россиянина на Луну в 2031 году. Насколько могут быть скорректированы эти сроки? Может ли быть среди профессионалов и хорошо подготовленный космический турист?
— В годовом отчете РКК "Энергия" говорилось, что специалисты предприятия работают над созданием Российской орбитальной станции (РОС), которая должна прийти на смену МКС. Каким образом и на основе каких технологий предполагается осуществить этот проект? Во сколько вы оцениваете его создание? Каковы сроки реализации?
Для управления РОС предполагается заимствование наземной инфраструктуры из состава используемого в настоящее время космического комплекса российского сегмента МКС (РКК, НИП, поисково-спасательные средства, наземные средства медицинского обеспечения, средства подготовки экипажа и персонала управления).
Если будет успешно завершено развертывание российского сегмента МКС, включая модули МЛМ-У, УМ и НЭМ, то функционирование РОС может начаться сразу после управляемого спуска и затопления МКС путем отделения от МКС связки модулей МЛМ-У — УМ — НЭМ. Предусматривается, что модуль НЭМ во время полета в составе МКС будет дооснащен элементами и системами, необходимыми для работы в составе РОС в качестве базового блока.
— А одобряет ли РКК "Энергия" проект продления работы МКС до 2028 года с технической точки зрения?
С технической точки зрения РКК "Энергия" считает целесообразным завершение программы МКС в 2024 году и переход к новой программе Российской орбитальной станции, созданной на базе модулей МКС, еще не выработавших к тому времени свой ресурс (МЛМ-У, УМ, НЭМ). Однако при принятии подобного решения необходимо учитывать и ряд других аспектов, в том числе и политический.
— Необходимо ли продлевать ресурс существующих модулей российского сегмента МКС, и если да, то каких именно?
— В соответствии с мероприятиями по продлению полета МКС, в РКК "Энергия" каждый год выпускаются заключения по модулям, которые уже работают сверх определенного в техническом задании ресурса (СМ, СО1 и МИМ2). Технический аудит проводится онлайн как наземными специалистами, так и экипажами космонавтов, работающими на станции.
— Есть ли какие-то подвижки в переговорах с американскими и европейскими коллегами по вопросу продления полета МКС до 2028 года?
— Космические агентства каких стран-участниц положительно относятся к решению о продлении полета МКС до 2024 года?
— В настоящий момент страны договорись о продлении полета МКС только до 2024 года, при этом Европейское космическое агентство присоединилось к решению остальных партнеров только в прошлом году.
— Перейдем к проекту "Морской старт". Сообщалось, что контракт NASA с компанией Boeing будет заключен в течение месяца. Долг в размере 330 миллионов долларов перед Boeing РКК "Энергия" должна погасить в течение двух с небольшим лет. Заключен ли контракт? Будет ли принимать новый инвестор проекта — российская компания S7 Group — участие в выплате долга живыми деньгами?
— Реализация мест на "Союзах" — только часть ваших многоплановых отношений с Boeing. Какие еще новые проекты входят в пакет соглашений?
— РКК "Энергия" и компания Boeing — партнеры по целому ряду программ в области пилотируемой космонавтики. Обе компании являются головными предприятиями соответственно по российскому и американскому сегментам МКС. РКК "Энергия" разрабатывает новый пилотируемый корабль "Федерация", компания Boeing — Starliner CST-100. Мы совместно разрабатываем архитектуру полетов в дальний космос. Вот эти, а также ряд других проектов как раз и входят в соглашение.
В частности, с одной из таких компаний мы в марте 2017 года готовы подписать соглашение на девять туристических кресел в "Союзах" для полетов на МКС, которое предполагается реализовать до 2021 года.
— Можете сказать, имеются ли среди потенциальных космических туристов известные люди, вроде певицы Сары Брайтман? Есть ли в списке россияне?
— Могу сказать, что в имеющемся листе ожидания сейчас нет имен типа Брайтман или Брэда Питта. Нынешние потенциальные космические туристы весьма состоятельные, но не публичные личности. Россиян среди них нет. По крайней мере, пока нет.
— До конца 2016 года РКК "Энергия" и Boeing должны были подписать соглашение о проектах по освоению дальнего космоса и созданию лунной инфраструктуры. Подписаны ли соглашения? Если нет, то когда их планируют подписать?
— Работы по окололунной инфраструктуре продолжаются. Соглашение должно быть подписано на уровне космических агентств и правительств. Сроки подписания назвать сложно. Будем стремиться к прогрессу в 2017 году.