АСТАНА, 30 янв — Sputnik, Сергей Ким. Два с четвертью часа продолжалась церемония открытия XVIII Всемирной зимней Универсиады в Алматы. Открытие массовых международных спортивных событий всегда является наиболее ожидаемым в плане зрелищности, масштаба, сюрпризов. Как готовились к этому важному моменту и все ли получилось так, как планировалось, корреспонденту Sputnik Казахстан рассказала режиссер-постановщик церемонии Шара Айдарова.
После завершения церемонии открытия Шару Айдарову найти было все еще нелегко — она продолжала руководить где-то в дебрях переплетенных проводами, пересыпанных мониторами потайных коридоров "Алматы Арены".
— Мы проводили международные проекты. Нас приглашали зарубежные представители, с ЮНЕСКО работали. На Олимпиаде в Сочи готовили "гостеприимный дом Казахстана", оформляли, принимали гостей, наблюдали церемонию открытия и закрытия. Для нас это большой опыт. Также, готовясь к Универсиаде, старались посмотреть предыдущие проекты, например, в Турине. А что касается летних Универсиад — супер-открытие было в 2013 году в Казани. Естественно, смотрели на их подготовку, масштаб.
Нам тоже хотелось показать масштаб, но с особенностями нашего менталитета. Пытались все красоты Алматы описать устно и в художественных видеороликах осветить. Старались национальный колорит показать в музыкальной шоу-программе. Потому что протокольная часть программы — она остается протокольной: шествие, выступление, клятвы спортсменов и судей. А шоу-программа остается шоу-программой. Пытались вписать в нее наши мифологические корни, где добро борется со злом. Показали историю: времена саков, Шелковый путь, археологические артефакты.
– Во сколько обошлось шоу — я о деньгах?
– Какие трудности возникали?
— Я была очень озадачена тем, что снимали телевизионную версию не казахстанцы, а приглашенные FISU зарубежные режиссеры. И у нас были очень высокие требования к ним, потому что они такие шоу-программы не снимали. У нас было очень много сложных технологических решений. Масса вещей, которые пытались показать в охвате 360 градусов стадиона, без закулисий, полностью на открытой площадке. Поэтому технически практически все специальные решения были "зашиты" в потолок. И это здание универсальное, очень хорошее. Мы его апробировали во время празднования 1000-летия Алматы. И хочу сказать, что это здание готово вынести любые технические решения.
–Скажите, пожалуйста, все ли прошло идеально?
— Знаете, я расстроена немножко. Я видела телеверсию. Так как она останется в памяти, так как она идет в мировые эфиры… Я телевизионный режиссер с большим стажем. И у меня требования, конечно, были высокие. Я по каждой раскадровке с ним сидела (с режиссером телеверсии — прим.), камеры ставила и так далее. Но мне не понравилась телеверсия во многих вещах: не поймал нюансы, концепцию. Режиссер должен не механически снимать, он должен знать концепцию каждого номера. Например, "саки" (номер — прим.) – это взгляд с птичьего полета, это движение.
– Конечно, хотелось бы, чтобы были наши профессиональные режиссеры. Но чтобы им доверяли телеверсии, нужно набрать побольше международного опыта. Они бы лучше написали телеверсию, понимаете. Или я такой перфекционист… Каждую деталь проговаривала, раскадровку сделала, расставила камеры. Но многого не охватили. У меня сложилось мнение, что это (приглашенный режиссер — прим.) не режиссер шоу-программ, они же тоже делятся на категории. Он режиссер все-таки спортивных программ. У него будет очень много соревнований. И мне бы хотелось, чтобы он хорошо снял спортивные состязания, но на шоу-программы, остающиеся миру на память, были наши режиссеры. У меня немного неудовлетворение.
– А сколько продолжались репетиции?
– Так как в каждом номере очень много людей и технических нюансов, эффектов, у нас каждому номеру были отведены репетиции. И я хочу похвастаться, что наше отношение к артистам очень щепетильное. Мы сюда въехали с техникой 15 января. Репетиции на площадке начались только 20 января. В других локациях, конечно, мы с ними работали и до этого. Но график был жесткий. Каждый коллектив знал свое время, каждый знал, когда он освободится.
Но так как были очень сжатые сроки, а мы пытались и фонтаны сделать, и опускать-поднимать, надувать, вы видели — очень много аэродинамических реквизитов. Поэтому был очень плотный график для артистов, технического персонала — лебедочников, осветителей. Заранее была продумана музыка, продуман каждый штрих. Наш аким Бауыржан Кыдыргалиевич (Байбек — прим.) отнесся к каждому нюансу щепетильно. Я хочу это отметить.
– Надо отдать ему должное, в нашем творческом процессе не мешал. Мы презентовали ему программу, и он дал нам карт-бланш, так как доверял нам.
– Он отсматривал?
– Да, отсматривал лично, контролировал в том плане, чтобы нам помогали, понимаете? А чтобы давление или недоверие – такого не было. У нас был очень хороший творческий диалог.
– Вернемся к срокам. До 20 января вы же репетировали. Когда начали?
– Предоставили "Халык Арену", и там репетиция была ежедневно с 12 или 15 января.
– То есть вы все это шоу подготовили, начиная с 15 января?
– Да. Прям с утра до ночи, с утра до ночи. Ну, скажем, с 10 числа мы начали массовые репетиции.
– Закрытие Универсиады, на ваш взгляд, получится таким же зрелищным?
– Если церемония открытия шла 2 часа 15 минут, ровно на час будет короче закрытие. Половина мероприятия будет посвящена передаче Универсиады Красноярску. Там продюсерский центр, Илья Авербух принимает эстафету, приедут фигуристы с шоу. Кстати, у них тоже есть свой символ – это собака Лайка.
– Да, часть – мы, часть – они. Закрытие будет тоже с официальной частью, будет шествие, но уже более свободное, многие, наверное, разъедутся. Будет более свободный формат и музыкальных номеров будет меньше, но они будут более спортивного характера, национального. Мы постарались молодежный дух придать.
– Нервов потрачено много?
– Это нельзя назвать нервами. Мы в таком режиме всегда работаем, и где заканчиваются эти нервы, я сама не могу сказать. Мы всегда работаем на грани и очень сильно требуем сначала с себя, а потом уже с других.