Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ – для Sputnik
В Астане идет второй день первого раунда переговоров между правительством Башара Асада и представителями вооруженной оппозиции. Их уже можно считать успехом, ведь по итогам первого дня никто из сторон не хлопнул дверью и не покинул со скандалом казахстанскую столицу.
Долгая дорога к миру
Согласившись с первыми тремя тезисами (хотя стоит ли ожидать после многолетней гражданской войны, приправленной религиозными противоречиями, братания сторон, которые вчера стреляли друг в друга и будут делать это завтра), стоит опровергнуть четвертый. Переговоры в Астане являются шагом на пути к завершению войны по целому ряду причин.
При этом одна из сторон миротворческого триумвирата является одним из двух основных спонсоров сирийских боевиков (второй – КСА). И сам факт перехода Реджепа Эрдогана на "светлую сторону Силы", его принципиальная готовность завершать сирийскую гражданскую войну окажут серьезное влияние на те группы боевиков, которые снабжаются и финансируются из Турции.
Да, никто не ожидает быстрых решений, но, учитывая, что эти боевики ходят под смертью каждый день, а не прохлаждаются в западных отелях, есть шанс как минимум на конструктивный диалог о реальном прекращении огня и начале процесса примирения. Более высоких целей в Астане и не ставят – пока еще рано.
Первое свидание
Да, для Женевы они сошли (смысл этих встреч не в поиске мирного решения, а в симуляции переговорного процесса), но для Астаны, где Россия, Турция и Иран работают на результат, эти люди явно лишние. По крайней мере, на старте. Россия же не отказывает в праве участия в переговорном процессе и политэмигрантам (хотя бы потому, что на Западе именно их принято считать "рукопожатной оппозицией").
По словам Сергея Лаврова, "последующие раунды межсирийских переговоров, в том числе те, которые намечаются в Женеве, будут посвящены переговорам сирийского правительства со всеми без исключения группами оппозиционеров".