АСТАНА, 24 янв — Sputnik. Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев во вторник заявил, что казахстанская сторона поднимет вопрос о барьерах на пути к морским портам, которые устанавливает для экспортеров казахстанского угля российская сторона, на заседании Евразийского межправительственного совета 10 марта в Бишкеке.
"Касательно поставки в Европу: вопрос доступа к морским портам мы давно рассматриваем на разных площадках. Готовы еще раз в Бишкеке рассмотреть, заранее надо отправить письмо, чтобы этот вопрос снова включили в повестку дня. Хотя в прошлом году премьер-министр (Российской Федерации — прим.) давал поручение о подготовке соответствующего проекта постановления, они должны были этот вопрос обсудить и принять правительственные документы еще в сентябре-октябре", — сказал Сагинтаев на заседании правительства.
Россия печкой быть не хочет, окном в Европу — тоже
Вопрос о дискриминации на заседании подняли сразу два участника — министр энергетики Канат Бозумбаев и исполнительный директор республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец. По утверждению первого, при его ведомстве была создана отдельная рабочая группа, которая рассмотрела проблемы угольной промышленности страны и "выработала краткосрочные меры по их решению".
Радостовец же пояснил, что при сокращении покупок казахстанского угля со стороны самой России производители топлива нашли новые рынки как в Азии, так и в Европе. Но рентабельными эти контракты будут только при наличии "зеленых коридоров" в плане цены.
"Сейчас Россия намерена повысить плату для перевозчиков, которые будут двигаться на дальние расстояния, а нам нужны как раз дальние расстояния… 10 марта в Бишкеке, как вы знаете, будет межправсовет, и член Евразийской комиссии Нурлан Алдабергенов внес свое заключение о том, что российская сторона в данном случае не соблюдает договоренности. Мы очень просили бы занять достаточно жесткую позицию по введению российской стороной правил недискриминационного доступа наших грузов. Это касается не только угля, но и зерна. Но по углю экспортные контракты могли бы получить новый толчок, если бы эти правила были введены в ближайшие месяцы", — обратился Радостовец к Сагинтаеву.
Конкуренты Экибастуза — Кузбасс и весеннее половодье
В Казахстане в 2016 году добыто 98 миллионов тонн угля, или 96% к плану, на внутренний рынок было поставлено 71,8 миллиона тонн угля, на экспорт отправлено 26,2 миллиона тонн. Недобор до 100% от плана, по словам главы Минэнерго, — это снижение закупок Россией экибастузского угля, поскольку российские станции переходят на уголь Кузбасса.
Соответственно, пропорционально уменьшилась выработка электроэнергии за счет сжигания угля. В этом году в Казахстане планируют добыть 100 миллионов тонн — план слегка уменьшен, но это не означает, что его удастся выполнить без гарантированных рынков сбыта.
При этом премьер-министр Казахстана убежден, что в бедах казахстанских угольщиков виновата не только программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года, в которой предусмотрена замена потребления электростанциями России казахстанских экибастузских углей на кузнецкий.
"Смотреть надо на перспективу: мы несколько лет говорим о том что российская сторона уменьшает закуп угля, как бы мы ни говорили, что все станции, которые были ориентированы на экибастузский уголь, не могут использовать другой уголь, — сказал Сагинтаев. — Технологии сегодня развиваются очень быстро и с заменой топлива проблем нет, в скором времени мы можем даже потерять тот рынок, который мы имеем по России. Поэтому работу надо ставить на другой лад", — намекнул он на необходимость не только поисков новых рынков сбыта, но и на разворачивание получения из угля новых продуктов.
Тот заверил, что его ведомство "считает необходимым усилить работу по поддержке сохранения уровня добычи угля в стране путем расширения программ по комплексной глубокой переработке, производству из него дизельного топлива и других жидких синтетических продуктов".
"Кроме того, сегодня проводится работа по использованию шахтного метана для выработки электроэнергии, которая значительно уменьшает выбросы парниковых газов", — добавил Бозумбаев.
Но, судя по тому, что закончился доклад министра рассказом о развернутом в моногородах, занятых исключительно угледобычей, переобучением кадров, в диверсификацию на базу угля и в доступность морских портов в Минэнерго особо не верят.