АСТАНА, 24 янв — Sputnik, Сергей Ким. Астанинские переговоры по сирийскому вопросу завершены – время подводить итоги. Политолог Рустам Бурнашев поделился со Sputnik Казахстан своими мыслями о встрече и рассказал, почему совместное заявление России, Турции и Ирана также важно, как и итоги диалога сирийского правительства с оппозицией в Астане.
– Важное событие в казахстанской, да и мировой политической жизни, завершилось. Можно ли считать переговоры по сирийскому вопросу в Астане успешными, либо вы разделяете ту точку зрения, что успех не совсем уместное понятие в данном случае?
– Можно ли в их числе назвать предложения "сирийской оппозиции" направленные правительству?
– Скажите, астанинский переговорный процесс – это некая "разминка" перед Женевой?
– Крайне сложно сказать о связи этих двух переговорных процессов. Насколько известно, и российская сторона, и турецкая сторона говорили о том, что астанинский переговорный процесс связан с женевским. Но я бы говорил о том, что это только политические заявления, потому что не совсем понятен характер участников и взаимосвязь участников астанинских и женевских переговоров с точки зрения сирийской оппозиции, то есть насколько представители сирийской оппозиции астанинского процесса связаны, и их позиция коррелирует с позицией сирийской оппозиции, вовлеченной в женевской процесс. Этот вопрос остается открытым, потому что здесь есть много непонятного.
Я бы не стал делать серьезные выводы ни по сути вашего вопроса – взаимоотношению Турции, Ирана, России со странами "глобального Запада, ни по вводной части вопроса о трехстороннем заявлении. Уровень делегаций этих трех стран – это не уровень принятия политического решения. Это заявление больше закрепляет сам факт состоявшихся переговоров, а не их результат. Те заявления, те решения я бы не стал рассматривать как некое руководство к действию, которого будут придерживаться эти три государства. Соответственно, проводить мост от этого заявления к еще более глобальному контексту я тем более не стал бы.