АСТАНА, 17 янв — Sputnik, Асем Миржекеева. Главное судебное разбирательство по делу Бигельды Габдуллина, обвиняемого в вымогательстве, началось в ровно назначенное время — 10:00. Самого подсудимого из следственного изолятора доставили под конвоем чуть раньше. Заходивших на слушание людей, в числе которых родственники и журналисты, главный редактор Central Asia Monitor "встречал" равнодушным взглядом и без эмоций. Изолированный перегородкой от общего зала Бигельды Габдуллин старался не смотреть на окружающих его людей, держа голову высоко и изредка выкрикивая в ответ на вопросы судьи — "так точно".
Табу на фиксацию
"Бигельды Кайрдосович Габдуллин родился 31 июля 1955 года в селе Красный Кордон Макинского района (ныне — Буландынский район) Акмолинской области. Женат. Воспитывает малолетнего ребенка. (…) С декабря 2004 года — главный редактор и издатель межрегиональной газеты "CentralAsiaMonitor". В 2013 году создал мультимедийный портал "Радиоточка". В 2013 году избран президентом Казахского ПЕН клуба. Награжден орденами "Курмет" и "Парасат". Верно?", — зачитал судья.
"Еще есть медали другие, но их названия я не помню", — сообщил суду после уточнения анкетных данных подсудимый.
Вероятно, возмущения журналисткой братии дошли до председательствующего судьи Баглана Идрисова: не успев зайти и поздороваться, он стал спрашивать мнения сторон о фото- и видеосъемке процесса.
Сторона обвинения выступила за частичное ограничение записи судебного процесса.
"В отдельных частях, с учетом гласности считаем, что СМИ могут участвовать на отдельных заседаниях суда, на оглашении обвинительного акта. Считаем, что (журналисты — прим.) могут помешать нормальному ведению процесса", — сказал прокурор Айтжанов.
Потерпевшая сторона поддержала сторону государственного обвинения.
Мнение самого подсудимого разошлось с мнением его защитника. Адвокат Аманжол Мухамедьяров выступил за закрытый режим рассмотрения уголовного дела. Однако Бигельды Габдуллин был очень спокоен и высказался за присутствие коллег по цеху в зале суда и фото-, видеосъемки.
Журналисты начали возмущаться, что такое решение суда нарушает их права и противоречит закону о СМИ. Но судья Идрисов пригрозил вынесением частного постановления в адрес возмущавшихся представителей прессы. Несмотря на запрет аудиофиксации, корреспонденты различных изданий, которых, на удивление, на этом громком процессе оказалось немного, не покинули зал суда.
Урок журналистике
По версии органов следствия, Бигельды Габдуллин будучи главным редактором известного не только в Казахстане издания Central Asia Monitor, в течение нескольких лет вымогал деньги у государственных органов для своей газеты. Потерпевшими по делу признаны управление внутренней политики акимата Жамбылской и Восточно-Казахстанcкой областей, управление внутренней политики акимата Астаны и министерство энергетики Республики Казахстан. Соответственно уголовное дело было поделено на четыре эпизода.
"(…) Писал критические статьи в отношении руководителей и должностных лиц государственных органов, направленных на нанесение вреда чести, достоинству и деловой репутации", — начал зачитывать обвинительный акт прокурор Айтжанов.
По поручению Бигельды Габдуллина журналистами газеты были подготовлены и опубликованы материалы, порочащие честь и достоинство акима Жамбылской области Карима Кокрекбаева. После этих "неугодных" публикаций Бигельды Габдуллин потребовал в 2017 году финансирование в размере 10 миллионов тенге.
В деле Габдуллина фигурирует имя заместителя акима Астаны Ермека Аманшаева. По версии обвинения, в 2016 году Габдуллин попросил у Аманшаева средства в размере 8 миллионов тенге в рамках государственного заказа. Эти деньги были переведены полностью.
"Мы дружим с Аманшаевым, знаю его более 30 лет, мы друзья. И я могу у него потребовать. Знаю его как писателя и кинодеятеля. И по-дружески сказал: надо газету поддержать. 8 миллионов тенге мы отработали, я считаю, что в этом отношении это было требование. Он его выполнил", — пояснил суду Бигельды Габдуллин.
"Я встретился с акимом ВКО Даниалом Ахметовым. Он сказал мне, что читает только нашу газету, вызвал Омара, дал ему поручение. Работа пошла, но поручения исполнены были не сразу. Мы получили 6,1 миллиона тенге по тендеру", — сообщил Бигельды Габдуллин.
Кроме того, в суде прозвучала фамилия министра энергетики Казахстана Каната Бозумбаева. Сторона обвинения считает, что для того, чтобы получить средства от Минэнерго, Габдуллин публиковал нелицеприятные материалы в адрес Бозумбаева. После беседы с пресс-секретарем издание Габдуллина получило 2 миллиона тенге.
Бигельды Габдуллин обвиняется по ст. 194 ч. 4 п. 2 УК РК (Вымогательство). Всего, по версии следствия, Габдуллин получил от государственных органов порядка 20 миллионов тенге.
Сам Бигельды Габдуллин признает факт вымогательства, но говорит, что предварительно были договоренности, причем на уровне первых руководителей.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства выяснилось, что все четыре стороны претензий к Габдуллину не имеют "в связи с деятельным раскаянием и полным возмещением ущерба".
"С 2004 года я поддерживал курс нашего президента. Я встречался с президентом нашей страны. (…) У меня был своеобразный карт-бланш. Вы же понимаете, что развивать частную газету сложно, — заявил суду Габдуллин.
"Я полностью раскаиваюсь в содеянном. Это урок для всей казахстанской журналистики", — заключил подсудимый.
В первый день главного судебного разбирательства вышеупомянутые высокопоставленные фигуры не были вызваны в суд для дачи показаний по делу Габдуллина.