АСТАНА, 16 янв – Sputnik. Правительственный час министра финансов Казахстана Бахыта Султанова в мажилисе парламента в понедельник обернулся отповедью мажилисменов: глава минфина пришел жаловаться депутатам на скрытность казахстанских налогоплательщиков, а взамен получил пожелание поумерить карательный пыл своих подчиненных.
И подчеркнул, что это достижение фискальной политики стало возможным благодаря "принятым мерам по улучшению налогового и таможенного администрирования". Правда, налогоплательщик, по словам главы минфина, продолжает оставаться в массе своей холодным к этим попыткам налоговиков и таможенников стать ближе к народу, продолжая укрываться в "тени".
"В части контрольных мероприятий в 2016 году проведено 10 тысяч налоговых проверок, которые потенциально приводят к доначислению налогов. При этом охвачено контролем всего 0,5% всех действующих налогоплательщиков, тогда как в 2013 году было проведено 12,2 тысяч проверок, а охват составил 0,9%", — посетовал Султанов.
При этом если в 2013 году доначисление налогов при проверках составило 35,4 миллиона тенге, то в 2016 году было доначислено 54,6 миллиона тенге. По таможенным платежам соотношение следующее: в 2013 году их было проведено 1 тысяча 385, доначисление составило 11 миллионов тенге, в 2016 году при 1 тысяче 064 проверке доначислено было 28,7 миллиона тенге.
"То есть при сокращении количества проверок, сумма доначисления увеличилась в 1,8 раза", — констатировал министр.
Авто на халяву – это сила!
При этом, продолжил глава минфина, его ведомство борется с "тенью" не только собственными силами, но и играет на желании народа получить что-то на халяву. По утверждению министра, республиканская акция "Требуй чек — выиграй приз!" побудила 10 тысяч нелегальных индивидуальных предпринимателей начать платить налоги, поскольку желающие принять в ней участие начали затовариваться у их конкурентов, отбивающих фискальные чеки при покупке.
Более того, по итогам этой акции было зарегистрировано более 9,4 тысячи новых контрольно-кассовых машин, на установку которой раньше у мелких магазинов, по утверждению их владельцев, денег не доставало. "В декабре 2016 года по акции "Требуй чек — выиграй приз!" проведен розыгрыш главного приза – автомобиля марки Chevrolet, выигрышным оказался чек жителя Петропавловска на сумму 596 тенге", — озвучил соотношение приложенных к выигрышу денежных усилий Султанов. Видимо, сделав это для затравки народа на последующие подобные акции.
"Вместе с этим широко внедряются различные формы народного контроля. Разработано специальное мобильное приложение WIPON, используя которое, граждане своими активными действиями и прямым участием вносят вклад в сокращение размеров теневой экономики, стимулируют добросовестную конкуренцию среди предпринимателей", — добавил он.
Семь кругов ада – не наш метод
Министр еще долго готов был рассказывать об улучшении отношений налоговиков и таможенников с субъектами различных форм бизнеса, но тут в дело вмешались депутаты: мажилисмен Гульжана Карагусова обвинила комитет государственных доходов, в состав которого входят фискалы, в чрезмерной жесткости по отношению как раз к добросовестным налогоплательщикам, которые от проверок не укрываются, но имели несчастье допустить "незначительные ошибки в исчислении налогов или несвоевременную сдачу налоговой отчетности".
Не получив вразумительного ответа, депутат добавила, что в Казахстане нередки случаи, когда штрафы противоречат Налоговому кодексу и международным договорам в этой сфере, но доказательства граждан не принимают во внимание и отправляют дела в суд. "Почему добросовестный налогоплательщик должен доказывать безграмотность налогового инспектора? А в это время они отчитываются, что план по налогам выполнен. А какими методами – никого не интересует, а ведь во всех развитых странах, в число которых мы стремимся, придерживаются принципа презумпции невиновности. Уже четыре года мы не можем внести эту норму в Налоговый кодекс!", – развенчивала предыдущий сеанс финансовой магии Карагусова.
"Одним из больных вопросов является проблема проверок проводимых при процедуре добровольной ликвидации предприятий. Сейчас в связи с внесенными изменениями касательно банкротства обанкротиться легче, чем закрыть предприятие. Порой доходит до абсурда, когда предприниматель после пары лет безуспешного занятия бизнесом, отсутствия какой-либо деятельности, годами не может ликвидировать свое предприятие", — констатировала депутат. Напомнив при этом, что процедура ликвидации субъектов малого бизнеса должна проходить в максимально сжатые сроки, например, не более 10 дней, за которые органы госдоходов смогут выяснить, нет ли неисполненного обязательства за субъектом.
"Наша цель работать в соответствии с принципами ОЭСР и войти в число развитых стран. Штрафы — это в то же время показатель неэффективности работы налоговых органов, главной целью должна быть помощь налогоплательщикам в исполнении своей конституционной обязанности. Как Президент Н.А. Назарбаев неоднократно ставит задачу — создать такие условия, чтобы комфортно было платит налоги, чем от них уклоняться", — втолковывала она министру.
Другом человека должен быть не только полицейский
Напоследок же Гульжана Карагусова вслед за президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, регулярно требующим от каждого сотрудника силовых и правоохранительных структур стать "другом человека", порекомендовала руководству минфина сделать так, чтобы налогоплательщики к их подчиненным потянулись сами.
"Необходимо добиваться понимания того, что работник налоговых органов, в первую очередь, является помощником налогоплательщика. А ведь немало случаев, когда на местах работники ведут себя как "обвинители" и "каратели", забывая о первоочередном своем назначении", — посетовала депутат.
Ну, а "добить" министра депутатский корпус решил вопросами о том, как обстоят дела с противодействием коррупции в его весьма денежном ведомстве: в свете ареста экс-главы менее денежного министерства национальной экономики Куандыка Бишимбаева вопрос был отнюдь не праздный.
Тот пояснил, что превентивные меры сводятся, в первую очередь, к тому, чтобы ограничивать контакты между налогоплательщиком и контролирующим. "Ряд информационных систем, которые мы сейчас реализуем, они будут давать превентивные меры, возможность сокращать коррупциогенность того или иного функционала", — пояснил глава минфина.
А потом признал, что приходится проводить и прямую "ручную" работу по чистке рядов сотрудников Комитета госдоходов. При этом, по его сведениям, в 2016 году количество досудебных расследований в отношении сотрудников минфина по сравнению с 2015 годом сократилось с 355 до 222 фактов, то есть на 38%. Из этих 222 расследований более половины (59% или 131 дело) было проведено с участием наших служб внутренней безопасности. Министр пообещал продолжать эту работу – и покинул трибуну: правчас явно остался за налогоплательщиками, осталось дождаться, когда налоговики станут их "друзьями" на практике, а не на словах.