АСТАНА, 11 янв — Sputnik. Известный политолог Данияр Ашимбаев считает, что перераспределение власти в Казахстане интересует всех в аспекте модели преемственности.
– Ранее президент говорил, что даже в контексте некоего перераспределения, Казахстан останется страной с президентской формой правления. Означает ли это, что сейчас речь идет о перераспределении власти только между правительством и парламентом?
— Если анализировать структуру госуправления Казахстана, есть достаточно много функций, которые могут относиться как к компетенции президентской ветви власти, так и правительства, относиться к уровню ведомственному и межведомственному. Многие департаменты, комитеты и агентства "гуляют" между ведомствами все эти годы.
Огромная масса функций может существовать в ведении и президентской власти, и в ведении правительства… Ревизионные комиссии маслихатов, которые когда-то должны были обеспечивать контроль со стороны местных представительных органов, оказались подчинены Счетному комитету.
Часто привожу в пример: эффективность работы акиматов оценивается по уровню безработицы, по уровню инфляции, по состоянию здоровья населения, по качеству студенческого контингента, по собираемости налогов, по уровню борьбы с коррупцией. Тем не менее две трети полномочий в этих сферах к ведению акимата не относятся – их исполняют соответствующие территориальные органы, подчиненные министерствам. Но, допустим, скандал в каком-то вузе – ругают акимат, низкая собираемость налогов – ругают акимат, а технически эти вопросы не к его ведению относятся.
Технически при перераспределении полномочий внутри исполнительной власти или между исполнительной и законодательной властями, оно не будет ни шагом вперед, ни шагом назад. Это текущая эволюция госаппарата.
– Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость перераспределения власти – это может быть связано с оценкой эффективности работы министерств и региональных акиматов?
— По сути, можно провести огромное перераспределение полномочий. Но это будет возврат к одной из форм, которые уже были. Вопрос о перераспределении полномочий всех волнует только в одном контексте: будет ли создаваться модель, обеспечивающая преемственность власти в стране? Но понятно, что президент не пойдет на избрание себя парламентом, поскольку понимает: его рейтинг огромен и обеспечивает ему гигантскую политическую легитимность, с которой должны считаться игроки, которые хотели бы изменить власть в стране.
– Почему именно сейчас поднимается этот вопрос? Что изменилось в повестке дня? Может быть, это реакция на некую экономическую ситуацию в стране?
— Вполне понятно – да. Бюджетные поступления сокращаются, экспорт тех сверхприбылей, кормовая база власти сокращается. Некоторое повышение контроля расходов и контроля эффективности становятся задачей первоочередной.