АСТАНА, 30 дек — Sputnik, Меруерт Алимова. Есть встречи, которые профессии журналиста дарятся, а есть которые "подсовывают". Знакомство с родными погибшего на трассе Астана – Боровое Кумарбека Жакетая, безусловно, относится к первым.
ДТП, которое потрясло регион
В регионе это было второе "кровавое" воскресенье подряд: сначала на этой трассе, под Щучинском, разбилась иномарка, в которой супруги возвращались в Кокшетау с семейного тоя в Астане. 31-летняя женщина, работавшая психологом в кокшетауской школе №19, скончалась на месте, а ее муж оказался в реанимации. Без мамы остались двое мальчиков.
А спустя неделю, в буранный день 4 декабря из-за плохой видимости в автомобиль Nissan Cefiro, направлявшийся в Астану, врезались один за другим два рейсовых автобуса. Кумарбек, проезжавший мимо места трагедии, остановился помочь пострадавшим при столкновении автобуса и легкового автомобиля. Вместе с водителем легковушки Ерланом Оспановым им удалось вызволить из салона трехлетнего Данила. Сразу после этого мужчина взялся спасать остальных пассажиров, в том числе маму малыша Алену. Однако в этот момент в иномарку врезался второй автобус. Кумарбек погиб вместе с тремя пассажирками, за жизнь которых так самоотверженно боролся… Позже водитель автобуса сделает его семье бата в 300 тысяч тенге.
Скромный трудяга
"Никого не удивило, что когда ему крикнули про несущийся на них автобус, Кумарбек не бросился убегать. Он до последнего верил, что спасет людей. Кумарбек Жакетай — простой человек, ничем особенным не выделялся. Сначала кормил семью тем, что держал скот, потом работал механизатором, в последнее время — на водокачке, параллельно "таксовал" на своем авто. Одним словом, трудяга. Но при этом скромный и необыкновенно человечный. Не помню ни одной выходящей из ряда вон ситуации с его участием", — прокомментировал аким.
С соседом — директором местной школы Арманом Мухаметкалиулы — у Кумарбека завязались теплые отношения с самых первых дней после переезда.
"Балажан" — он безумно любил своих детей, жизнь был готов за них отдать. Да и вообще всех детей мира любил, слезы ребенка для него, пожалуй, — самое страшное. Поэтому, уверен, что Кумарбек не мог проехать мимо беды, как все остальные. Поэтому не мог бросить умирать зажатых в автомобиле женщин и маму того несчастного малыша".
Местный предприниматель Турлыбек Болатов, директор ТОО "Каражар-2015", передал супруге погибшего 100 тысяч тенге. Называть свой хороший, добрый порыв материальной помощью не хочет.
"У казахов это называется бата. Об этом журналистам не объявляют. Лично я этого человека не знал, но он совершил поистине геройский, а по сути — нормальный, человеческий поступок. Семья осталась без кормильца, младшая дочка еще школьница. Я хотел, чтобы если им понадобится моя помощь, смело обращались. Для меня это честь — поддержать семью героя", — признался Болатов.
Какая помощь?
"Будь осторожен, сын"
Знакомство с семьей Кумарбека Жакетая профессия мне подарила — по-свойски, щедро. Здесь никого не проклинают и почестей ни откуда не ждут.
"Всякий раз за столом отец повторял нам: "Мейірімді болындар, ақылды болындар" (будьте добрыми, будьте умными), — рассказывает сын Нурболат Кумарбек. — Если кто-то обидел, я не шел к нему за поддержкой, знал: все равно не заступится. Но при этом мы всегда чувствовали его любовь и тревогу за нас".
И вспоминает: "В тот день мы были на похоронах тети в Макинске. Возвращались с отцом на разных машинах. За несколько минут до гибели он позвонил, сказал: "Балам (сынок), будь осторожен, тут такая страшная авария". Проезжая мимо места ДТП, я видел четыре тела, еще подумал, что куртка на мужчине похожа на отцовскую. Подумал и забыл. Вспомнил только, когда по возвращении родственников в дом, где были похороны, не обнаружил отца, и он не поднимал трубку…".
"В тот день все мужчины вернулись, а его одного не было. И расспрашивать их, вернувшихся с кладбища, было неудобно. Я мучилась от плохих мыслей, пыталась поймать взгляд сына и видела, что на нем нет лица… Ни разу за совместную жизнь Кумарбек не обидел меня. Думаю, ни одного человека он за всю жизнь не обидел. Очень уважал женщин, снох, был хорошим отцом — у него было очень правильное понимание семейных ценностей".
"Никого не виним"
Рассказывая о жизни семьи, Тунхатар-тате часто повторяла казахском слово "тәубе" — мудрая, философская покорность судьбе и благодарность за то, что имеет.
"Мы — простые люди, — качает головой женщина. — Никогда не жили богато, но ребятишки всегда были сыты, одеты-обуты. Конечно, будет тяжело без мужа, но мы не пропадем. Дети подросли, они — моя опора. У меня одна рука "не работает", сын хотел вернуться, переживает, как буду управляться со скотиной. Но я запретила: мы не должны тянуть детей назад, пусть учатся, работают, создают семьи и живут в городах. В случившемся никто не виноват, на все воля Всевышнего. Конечно, я плачу — от жалости к нему, ведь он мог жить, радоваться детям и внукам. Он заложил в них правильное понимание важного и второстепенного. Я не обижаюсь и на него самого. Там было горе. Нельзя было мимо…".
"24 декабря нас вызывали в суд, но мы никого не виним, — говорит молодой человек. — Если честно, я считаю поступок отца геройским. Герой — тот, кто рискует своей жизнью ради другого человека. Он часто повторял фразу "Коңілі қалмасын" (Не разочаруй, не расстрой). В ДВД, читал в интернете, будут рассматривать вопрос о представлении отца к награде посмертно. Пока ничего не решили, видимо. Но это неважно. Есть у казахов очень важное понятие — "Абырой" — честь. И я благодарен за это папе. И еще: у добра — мощная энергетика. Я верю в то, что его по-настоящему мужской поступок будет защищать его внуков, правнуков от зла и несчастья".